Индивидуальная политика Центробанка

Два законопроекта о мерах социальной поддержки Дума приняла на пленарном заседании во вторник, 15 ноября.

Государственная Дума
Госдума. Ольга Давыдова / mospravda.ru

В итоге спора по поправкам принят во втором и сразу же в окончательном, третьем чтении правительственный документ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». По словам докладчика, председателя комитета по труду и социальной политике Ярослава Нилова, из текста решили убрать бытовое выражение «универсальное пособие на детей». Женщина может получать пособие на ребенка с внутриутробного состояния шесть месяцев до 17 лет.

Депутатов смутило, почему наши дети внезапно помолодели на год. Ответить на этот вопрос в Думе было некому, так решил президент, и с ним никто спорить не может. Еще один непонятный момент в законе касается методов учета нуждаемости. В учет попадают выплаты на инвалидов и всяческие неликвидные доплаты.

Олег Смолин с укоризною заявил, что те, кто ходит в магазин, видят – реальная инфляция сильно отличается от официальной.

Есть два таких темных вопроса в методиках расчета инфляции и безработицы, причем по всему миру.

Законом предлагается заменить такой вид государственного пособия, как «ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности» на «ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка» (далее – Пособие), право на которое предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет Пособие назначается на каждого ребенка.

Принят в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи». Предполагается, что закон позволит правительству установить единые основные требования к процессам назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, социальных гарантий и выплат.

Речь идет о предоставлении услуг в цифровой форме.

Докладчик, статс-секретарь – замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов обещал, что данные о предоставленных мерах поддержки будут отражаться на ЕПГУ. Законопроектом предусматривается совершенствование осуществления органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, организациями, находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

В конце заседания без обсуждения принято постановление «О распорядке работы депутатов Государственной Думы на период с 9 января по 30 июля 2023 года» (весенняя сессия). Работа депутатов на Охотном ряду начнется 16 января и закончится 30 июля. Закрепляется принцип: одна неделя каждого месяца предусмотрена для работы в регионах с избирателями, три другие недели пленарные. Планируется две недели отпуска депутатов в конце апреля – начале мая. И четыре недели отпуска в августе. Проект постановления поддержан всеми фракциями.

Основным вопросом пленарного заседания во вторник стало постановление «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов».

Представила ДКП председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина. Ее цель остается прежней – низкая инфляция. Ключевая ставка планируется на уровне шесть-семь процентов, и снижать ее Набиуллина не собирается.

Обсуждение ДКП, как всегда, прошло в жанре полной безнадеги. Набиуллина спокойно опровергла претензии депутатов. С чем-то согласилась, что от нее не зависит. Например, что государственные гарантии должны быть безотзывными. Об этом сказали несколько депутатов, и среди них первым был председатель ответственного комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Естественно, депутатам не нравится высокая ключевая ставка и борьба с немонетарной инфляцией монетарными методами. Из-за указанных причин бизнес не может получать кредиты. Вечной проблемой стала недостаточная монетизация экономики. У Набиуллиной все получается наоборот – кредиты растут, монетизация экономики тоже.

Из выступающих на стороне Набиуллиной выступил председатель комитета по бюджету Андрей Макаров, который выступал от фракции ЕР. По версии Макарова, госгарантии не могут быть безотзывными, их можно давать только тем, кто может вернуть долг: «Мы, вот ЦБ, на самом деле, остановил самые тяжелые последствия, которые могли бы произойти, если бы эти действия не были сделаны, потому что неслучайно удар наносился по финансовой системе. Финансовая система должна была вызвать панику в стране, кризис неплатежей и остановку экономики. Вот это самое главное, то, что было сделано Центральным банком в этот период. И я очень благодарен, на самом деле, всем, что вот сегодня это по существу здесь признано», – сказал Макаров.

Депутат КПРФ Вадим Кумин тоже отметил усилия Центрального банка по погашению паники в марте месяце. Впервые за долгие годы ЦБ решился на такую меру как фактический временный запрет вывоза капитала или жесткий контроль за вывозом капитала из страны: «Это фактически было первый раз, если мне память не изменяет, с 1998 года с правительства Примакова, Маслюкова, когда этим оно активно занималось. Был введен контроль над капиталом, нельзя было ничего вывозить, и был контроль над выручкой. Мы давно это предлагали, и мы считаем, что эта мера должна быть постоянной, потому что она… ее можно варьировать – валютная выручка, не валютная, но контроль капитала должен быть обязательно», – сказал Кумин.

Депутат ЛДПР Аркадий Свистунов спросил: «С учетом, как вы сами выразились, не нулевой вероятности кризисного сценария на предстоящий год развития мировой экономики, планирует ли Центральный банк сохранить пока регуляторные послабления в банковском секторе, а также ограничения в области валютного регулирования?»

Послаблений всего три десятка, и сохранять их Набиуллина не хочет.

Михаил Делягин заявил, что Набиуллина держит экономику на голодном пайке и, в отличие от ФРС, за последствия своей деятельности не отвечает. Обращаясь к Набиуллиной, Делягин сказал: «Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы определяете внутриэкономическую конъюнктуру в России, но подчиняете всю свою энергию так называемому таргетированию инфляции. В том числе лишением основной части российской экономики, пусть и сужающейся части, но основной, доступа к кредитам и вымариванием России искусственно созданным денежным голодом якобы для стимулирования структурной перестройки экономики, но на самом деле в сторону, скорее, кладбища. Эта политика продолжения уничтожения нашей Родины в объективных интересах Запада, такое ощущение, что ваши санкции иногда хуже западных, закреплена в единой денежно-кредитной политике формально по закону. Потому что в отличие от американской ФРС вы не отвечаете за последствия своей политики для экономики в целом, для экономического роста и для создания рабочих мест».

Конец цитаты.

Оксана Дмитриева указала на новую проблему дисбаланса экспорта и импорта: «В этом году санкций и СВО в России рекордный размер положительного сальдо торгового баланса, который достиг 305 миллиардов долларов. Страна в итоге продает в два раза больше, чем покупает. Сальдо счета текущих операций и капитала также имеет рекордное значение – 253 миллиарда долларов, что фактически является оттоком капитала», – сказала Дмитриева.

Валерий Гартунг потребовал изменить формат обсуждения ДКП: «Почему мы здесь видим только главу ЦБ, ее заместителя? И почему здесь нет Министерства финансов, Министерства экономического развития, Минпромторга? По большому счету, ведь целью политики государства является создание условий для улучшения жизни граждан, а это невозможно усилиями только одного Центрального банка. Это возможно только усилиям… благодаря усилиям, этого возможно добиться только благодаря усилиям всего Правительства Российской Федерации».

Гартунг считает необходимым поддержать внутренний спрос, потому что доходы населениия падают.

Депутат объяснил, что можно сделать: «Ну, либо вернуть курс рубля докризисным, который был до 24 февраля в интервале 70-80… Кстати, вчера Минпромторг подтвердил, что этот интервал вполне комфортный. Либо защищать российский рынок от демпинга со стороны того же Китая, например. Или то, или другое нужно было делать. Делается либо то или другое? Не делается ни того, ни другого. Ну, поэтому мы сейчас как бы, вот у нас крупные промышленные предприятия как бы пытаются выживать».

«В целом хочу сказать, конечно, можно изменить ситуацию в стране? Можно. Можно добиться темпов роста экономики шесть и более процентов в год? Можно. Но для этого нужно что-то делать. К сожалению, ничего в этом направлении не делается. Это не вина только Центрального банка, это, конечно, вина и Правительства Российской Федерации. Поэтому такую единую кредитно-денежную политику мы поддержать не можем. Спасибо», – заявил Гартунг в выступлении от фракции СРЗП.

Депутат Гартунг прав, обсуждать ДКП с одной Набиуллиной не получается. ЦБ, Минфин, Минэк и Счетная палата тянут в разные стороны. Прогнозы не совпадают и, в общем, похожи на гадание. Набиуллина готовит три прогноза. Я думаю, что наиболее вероятно события будут развиваться в русле глобального финансового кризиса. Этот вариант заложен в крайний вариант прогноза.

Мне представляется очевидной неизбежность глобального кризиса. Его пришествие ускоряют действия США и КНР, которые спасают себя за счет других, по мере сил мешая друг другу разными способами. Избежать кризиса ни та, ни другая страна не сможет. Они сильно связаны и обе необратимо пострадали от пандемии, ими же придуманной. Пока у России есть некоторая фора, но она не используется.

В аннотации к постановлению указано, что в 2022 году ситуация в российской экономике существенно изменилась. Ряд стран ввели беспрецедентные по масштабу санкции в отношении российского реального и финансового секторов, которые существенно затруднили международную логистику и расчеты, ограничили импорт зарубежных и экспорт отечественных товаров и услуг. Вместе с тем цели, принципы и инструменты ДКП Банка России, изложенные в документе, сохраняют свою преемственность. При прочих равных условиях такой подход дает возможность компаниям и населению лучше планировать свою деятельность, способствует повышению доступности долгового и долевого финансирования внутри страны, что крайне важно в условиях ограничения внешнего финансирования, обеспечивает меньший спад в экономике и создает условия для сбалансированного экономического роста.

Банк России продолжает рассматривать защиту и обеспечение устойчивости рубля в качестве основной функции и задачи. Введенные ограничения на свободу движения капитала оказали стабилизирующий эффект. Однако использование этого инструмента требует оценки эффективности с точки зрения ценовой стабильности и влияния на курс рубля.

В ближайшие годы Банк России планирует разделить операции постоянного действия на операции в рамках управления ставками денежного рынка и дополнительные операции для случаев, когда Банк России выполняет функции кредитора последней инстанции. При этом Банк России стремится создать систему инструментов, которая дестимулирует кредитные организации избыточно полагаться на операции постоянного действия Банка России в стабильных условиях и даст им возможность оперативно привлекать необходимую ликвидность в стрессовой ситуации при ее оттоке.

Лев МОСКОВКИН.

Государственная Дума
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ирина
Ирина
17 дней назад

Хорошо бы еще скорректировали выплату беременной женщине на питание, сейчас она в районе четырёхсот рублей в месяц, но и её не все могут получить. Например, если вы прописаны на Дальнем Востоке, а проживаете в Москве, этой выплаты вам не видать. Вопрос, ПОЧЕМУ? 

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x