Парламентские парадоксы

Палаты Федерального Собрания провели в среду пленарные заседания, причем каждое прошло с правительственным часом. Затем в Госдуме председатель комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин провел парламентские слушания на сакральную тему «Правовое обеспечение продовольственной независимости России».

Государственная Дума, в Госдуме

Слушая это все, не устаешь удивляться. Парадоксов в этот день назвали немало.

Как всегда, для понимания сути исторического момента было бы достаточно какой-то одной темы. Но это если подходить логически. Парламентские слушания показали значительный рост производства продовольствия и сельхозтехники. Больше стало зерна, молока, яйца, картофеля. Страна произвела столько, что не способна переварить. Причина набила оскомину: диспаритет цен и отсутствие потребительского спроса из-за того, что инфляция в полтора раза обгоняет доходы населения. Ну и, как всегда, рост урожая сопровождается падением закупочных цен и ростом розничных.

Владимир Кашин отметил, что мы впервые экспортируем продовольствия больше, чем закупаем. В то же время передел пшеницы ниже 90-х. Закупаем то, что производим сами.

Депутат Сергей Лисовский коротенько изложил, как решаются в стране вопросы сельского хозяйства. В состоянии разногласий находится Минсельхоз с Минэком. Ну и наш любимый Минфин ни за что не отвечает и всем мешает. Агрострахования в стране практически нет. Агростраховщики не передают информацию даже по договорам с господдержкой. Минсельхоз финансирует и, что получается, не знает. Информацию не передают, а перестраховочной компании дают, хотя она могла снизить стоимость страховки. Лисовский особо подчеркнул, что закон об отходах животноводства принят, но радоваться рано. Подзаконных актов к нему нет, и они могут исказить смысл закона наоборот.

А, собственно, почему какие-то непонятные проверяльщики должны накручивать миллиардные штрафы животноводов? Они неизвестны и неподсудны, им за это ничего не будет. Аналогичная ситуация в системе просвещения, охране правопорядка и, что характерно, даже в ОБСЕ, если вопрос идет о России.

В этот день на 533-м заседании СФ состоялся правительственный час министра внутренних дел Владимира Колокольцева «О мерах по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений».

Тут вообще один сплошной парадокс. Недокомплет в системе МВД почти сто тысяч человек. Зарплата гражданских сотрудников ниже допустимого минимума. Министр скромно умолчал о росте количества генералов, но они толком ничего не делают. Работать некому. Больше всего проблем с участковыми уполномоченными полиции. Недостаток транспорта, гаджетов, бытовая неустроенность.

Как ни странно, вопиющие проблемы не сказываются на преступности. Она, по данным министра, снижается. Достигла минимума подростковая преступность.

Если вспомнить атаку на МВД полтора десятка лет назад, странно уже то, что с преступностью еще кто-то как-то борется. В самом конце правительственного часа прозвучал контрольный вопрос.

Сенатор от Крыма Сергей Цеков в своем вопросе напомнил, что в декабре исполняется двести лет мыслителю, социологу, первому геополитику Николаю Данилевскому. Его труд «Россия и Европа» актуален до сих пор.

Проблема в том, что МВД не дает доступа к захоронению Данилевского в Кипарисовом зале. Так называется открытое пространство в Крымской Мшатке, где кипарисы сажал сам Данилевский в позапрошлом веке. Уму непостижимо, как Кипарисовый зал с могилой мыслителя после вхождения Крыма в состав России оказался запертым в цепких объятиях МВД. В украинское время доступ был проще.

Министр Колокольцев обязуется доступ обеспечить, но есть нюансы. Он категорически против строительства дороги. Негоже, чтоб среди машин ребятишки бегали. Дети – это святое. Честно сказать, я ничего не понял. Проверку контрольным вопросом министр Колокольцев не прошел.

Пути господни неисповедимы, и как пройдет правительственный час, можно узнать, только испив его до дна. Пока министр Колокольцев в СФ оправдывался, в ГД Минпросвет Сергей Кравцов пережил триумфальный бенефис. Правда, министр с правительственным часом «О ходе реализации национального проекта «Образование» служил в основном поводом. Его иногда хвалили, чтобы успокоился и не мешал. Правительственный час фактически приватизировал председатель Думы Вячеслав Володин. Говорил обо всем, что на ум придет, лишь бы отвлечь от сути дела.

Тему замены физики на иностранный язык председатель Думы переключил на развитие трудового воспитания. Депутаты послушно занялись восторженным одобрямсом. Тема важная, в составе либеральных ценностей стране навязали отказ от трудового воспитания и в школах, и в местах лишения свободы. В образовании непроходимые проблемы с производственной практикой.

По словам Володина, экономический рост начинается с повышением качества образования и наоборот. Что для этого делать надо, непонятно. Получилось любопытно. Володин упрекал Харитонова в недержании власти, надо было держать. Депутат КПРФ Олег Смолин цитировал Бисмарка, единоросс Андрей Исаев зачитал назидательную цитату Карла Маркса. Местами казалось диковато. Проблем в образовании, может быть, даже больше, чем в культуре. Но вместо конструктивного разговора о проблемах образования получился очередной парламентский митинг. Осталось непонятно, что будет с курсами НВП и ОБЖ.

Вячеслав Володин настоял, чтобы министр Сергей Кравцов ответил на вопрос эсера Олега Нилова.

Благодаря поддержке председателя Володина депутат Нилов повторил свой неотвеченный вопрос: «Сергей Сергеевич, уважаемый, я все-таки прошу более конкретно ответить на прямой вопрос. Возможно ли вернуть НВП в качестве обязательного предмета, не вкраплением в ОБЖ или в какую-то другую программу, а отдельный, действительно, как это когда-то было в советское время, обязательный предмет, а ОБЖ пусть будет внутри, пусть будет внутри медицинская подготовка для девочек и так далее, и так далее?»

Ответ министра Кравцова был такой: «Вопрос в содержании предмета. И сегодня курс «ОБЖ» намного шире начальной военной подготовки. Все те темы, которые были в начальной военной подготовке, посмотрите программу, они остались. Если что-то нужно, сегодня программа «ОБЖ» совершенствуется. Мы, как я уже сказал, до 1 января должны принять программу для старших классов. Пожалуйста, мы дополнительно готовы рассмотреть и внести те темы, которые вы считаете нужным дополнительно внести. И так же, как я уже сказал, разработан курс внеурочной деятельности, включение которой в учебный план определяется решением педагогического коллектива и родителей».

Конец цитаты.

И вот мне интересно, чем Кравцов в ГД отличается от Колокольцева в СФ?

Обсуждение на правительственном часе Кравцова, на мой взгляд, прошло предельно непрофессионально. Депутаты требуют отмены ЕГЭ и прочего популизма. В каждой дискуссии всегда побеждают самые ленивые. Одним лень составлять нормальные тесты, а другим лень на них отвечать.

Во всей палате нашелся один человек, кто пустился против шерсти и сформулировал серьезный вопрос. Естественно, это была Оксана Дмитриева.

Волнуясь, как девочка на первом в жизни экзамене, Оксана Дмитриева спросила: «Уважаемый Сергей Сергеевич, вопрос о физике в школе, о Циолковском, трансформаторах, о которой уже здесь вспоминали. Физика сейчас не является основным предметом и преподается не пять уроков в неделю как в советской средней школе, а всего два. Постоянно снижается количество сдающих ЕГЭ по физике. Минимум был в 2022 году – 16,8 процента, или 124 тысячи человек. При этом бюджетных мест в инженерных и технических вузах в том же 2022 году 251 тысяча, то есть половина будущих инженеров не будет иметь школьного советского уровня физики. Тот же процент с физикой и при сдаче ГИА. Это касается уже поступающих в технические колледжи, к вопросу о трансформаторах.

Не кажется ли, изменения, если мы хотим достигнуть технологического суверенитета и обеспечить кадры инженеров и квалифицированных рабочих, то нужно изменить статус физики в школе, он должен стать основным предметом».

Конец цитаты.

Кравцов в ответ заявил: «Урок физики является одним из основных предметов, обязательных в школе, и это было и будет так всегда. И здесь от этого мы отказаться, никогда не откажемся».

Затем изящно перепасовал вопрос руководителю Рособрнадзора Анзору Музаеву.

Музаев ответил честно: «Ну да, по нашим оценкам, цифры у нас есть, действительно, есть в последние несколько лет снижение участников, которые выбирают физику, как сказал Сергей Сергеевич, есть такой плавный переход в информатику. Ну это объяснимо, потому что в последние три года и вообще ситуация, которая развивается с развитием цифровых технологий, рабочие места с этим процессом связаны, конечно, молодежь ориентируется на рынке труда, ориентируется на будущее, что они будут, как они себя прокормят.

Вопрос обсуждается и в правительстве всеми, это важное направление. Никто не говорит о том, что надо меньше внимания уделять этому направлению, значит.

Ну, совместно с Минпросвещения, Министерством образования и науки тоже вопрос рассматривается, потому что есть такой приказ, который регулирует поступление в вузы. И вот эту проблему Министерство образования и науки тоже видит. И, наверное, скорее всего, в следующем году при поступлении какие-то корректировки надо будет вносить, потому что при поступлении на ту или иную специальность есть набор предметов. И вот мы эту коллизию выявили, что иногда можно вместо физики и информатики сдавать даже иностранный язык. Конечно, дети выбирают поступающие путь наименьшего сопротивления иногда. И вот такие перетоки в иностранные языки, информатику тоже замечены нами. Будем корректировать вместе с ведомствами».

Конец цитаты.

Правительственный час в Думе продолжался почти три часа. В процессе прозвучали еще два серьезных выступления, и оба отражали то безобразие, которое сложилось.

Депутат СРЗП Яна Лантратова с воодушевлением говорила о том, что теперь за школу отвечает министерство: «Министерством просвещения за последнее время проводится колоссальная работа. Вообще после начала специальной военной операции очень многое стало меняться. Мы наконец-то приняли закон о едином образовательном пространстве, и теперь министерство становится ответственным за все, что происходит в школах: за содержание и качество учебников, за содержание программ образования. Мы 30 лет с этим жили, но наконец-то все стало меняться», – сказала Лантратова.

Из выступления коммуниста Нины Останиной следует нечто прямо противоположное. Получилась такая простая история из жизни сельской школы.

Чтобы получить прибавку к пенсии, учителя увольняются и потом 31 августа пишут заявления на работу. В этом году они написали заявление, пришли 31 августа, а директор школы не подписал эти заявления. В итоге дети пришли, а ни одного учителя нет, 42 ребенка стали ездить за девять километров в районную школу по бездорожью. В этом селе есть еще 22 ребенка, которые скоро пойдут в детский сад. На предшкольное образование бабушки возят их за эти же девять километров на такси туда и обратно. Вот представьте себе: деревенская пенсия и бабушка, которая возит детей.

Держа нос по ветру, Кравцов акцентировал внимание на отсутствии в школе иностранных фондов. Якобы стало легче. Способность держать нос по ветру – талант чиновника, но не просветителя. Тут все наоборот, слишком много вранья наслоилось. А на деле министр как бы и ни при чем.

Депутат Олег Смолин начал выступление от фракции КПРФ с похвал Минпросвету, а закончил беспросветно. Назвал четыре проблемы образования. По доле расходов на образование от валового внутреннего продукта в 2012 году мы занимали 98-е место, а в 2018-м – 120-е. Комментарии излишни. Надо тратить на образование не 3,5, а 7 процентов от валового внутреннего продукта, и все будет нормально.

Второе – ЕГЭ как антипод воспитанию.

Третье – вытеснение бесплатного среднего профобразования.

Четвертое и главное – кадровый кризис.

Смолин привел данные Общероссийского народного фронта, за 2018 год опрошенные учителя отметили нехватку в школах: математика – 44 процента, учителей иностранного языка – 39, учителей русского языка и литературы – 30 и так далее. С тех пор ситуация только усугубилась.

По данным опроса ВШЭ, 80 процентов всех учителей получают зарплату ниже 40 тысяч рублей, а 40 процентов вынуждены экономить на всем, кроме еды. По любым методикам, кроме Росстата, это прямая бедность. Коллеги, бедный учитель не создаст богатой страны.

Депутат Смолин подсчитал, что по сравнению с советскими временами в базисном учебном плане школы на 2018-й год предметы, необходимые будущему инженеру, ученому, агроному, врачу, «Математика», «Физика», «Химия» и «Биология» сокращены от 14 до 37 процентов, а «Технология трудового воспитания» более чем вдвое. Предметы, призванные обеспечить воспитание гражданина и патриота, «Русский язык», «Литература», «История» и «География», сокращены от 14 до 33 процентов. Взамен более чем вдвое увеличено преподавание иностранного языка.

Понято, кого и для чего готовит российская школа.

Зампред ГД Петр Толстой в выступлении от фракции ЕР репрезентативно и с грамотной расстановкой акцентов отразил основные проблемы просвещения. Получилось, однако все то же самое, что написано выше, только примеры другие. Примеры более грубого звучания. О том же несколько лет назад говорила в СФ Елена Мизулина. Получается, как в законах Сергея Лисовского для сельского хозяйства. В школе то же самое, любая самая хорошая идея в процессе воплощения трансформируется в пропаганду, какая Россия плохая и как хороши и приятны извращения, катастрофы и прочие пакости.

Удивительно, что ограничения просветительской деятельности для иностранных агентов имели эффект нулевой.

Естественно, Толстой тоже начал с благодарностей министерству.

«Я хочу поблагодарить министра за содержательный диалог и за усилия министерства в направлении ценностного содержания образования, а то мы очень много занимались помещениями, технической стороной, а содержанием мало занимались», – сказал Толстой.

Далее продолжил: «В последнее время было многое сделано на пути отказа от западных заимствований в образовании и наследия 90-х и нулевых годов, когда мы лишись не только идеологии, но и любых ценностных ориентиров в школах. Школы перестали воспитывать детей.

В результате целое поколение подростков просто получали вот эти образовательные услуги, а вакуум, который образовался в результате отказа от идеологии, заполнился празднованием Хэллоуина, культом потребительства, деструктивными субкультурами.

Поэтому, конечно, отрадно слышать, что сегодня министр говорит о том, что принципы потребления не могут отвечать задачам развития общества, а государственная политика в сфере образования должна быть ценностно-ориентированной».

Далее запахло съездом КПСС со ссылками на Главного: «На прошлой неделе Президент России Владимир Путин подписал указ, утвердивший Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. Так что теперь вопрос, который часто задавали либеральные реформаторы образования: а что вы там подразумеваете под традиционными ценностями, он вообще стоять не должен, на этот документ могут опираться и сотрудники министерства, и педагоги, и методисты».

Лично я такого не понимаю, но такой яркий депутат, как Петр Толстой, не может обойтись без пика по ЕГЭ. Избиратели не поймут. Речи зампреда Думы Толстого действуют на избирателей, как колыбельная на младенцев.

О Бабе-ЕГЭ Толстой сказал следующее: «Не менее разрушительно чем заимствованные чужие ценности на образование повлияли и заимствованные чуждые нашей системе образования методики, имею в виду безуспешные попытки вписаться в Болонскую систему и внедрение ЕГЭ. Об этом сегодня говорили представители всех фракций. Я не буду подробно на этом останавливаться.

Скажу только, что мы же прекрасно с вами понимаем, одним махом отказаться от ЕГЭ не получится, но с чего-то нужно начинать, например, оставить обязательную сдачу ЕГЭ только для тех выпускников, которые планируют продолжать обучение по направлениям среднего профессионального и высшего образования.

И во-вторых, конечно хватит уже устраивать из выпускных экзаменов специальную полицейскую операцию с досмотрами и психологическим давлением. Я думаю, все сидящие в зале согласятся: наши дети не преступники».

Аплодисменты. И конец цитаты.

Следующий тезис Толстого перекликается с казусом сенатора Мизулиной.

Это важно: «С этого учебного года были введены еженедельные уроки «Разговоры о важном». Но вы знаете, так бывает, что до конца-то никто не сформулировал, о чем эти разговоры и почему это важно.

И, как у нас часто бывает, получилась такая форма, где содержание, оно гуляет. Вакуум тоже быстро заполняется по привычным методичкам Сороса. Значит, некоторые педагоги буквально на этой неделе в Калужской и в Воронежской областях, они посвятили уроки «Разговоров о важном» теме толерантности. И дети раскрашивали радужные флаги на этих уроках. Это вот результат как раз наших с вами недоработок.

В большинстве случаев еженедельно вот эти 40 минут времени уделяются разговорам про экологию, про разные памятные даты, повторению пройденного материала. И это все очень хорошо, очень здорово. Но вот, например, про специальную военную операцию учителям говорить прямо запрещено. И мы потом удивляемся очередям из бегущих из нашей страны молодых мужчин, потому что много лет внушали, что патриотизм – это такое маргинальное, постыдное. Главное – это материальный успех, карьера. А теперь на исправление ситуации уйдут годы, а может быть, десятилетия.

Поэтому, конечно, сегодня должны быть разработаны единые методические рекомендации, которые бы опирались на подписанный президентом на прошлой неделе указ, о котором я уже сказал.

Опасения граждан, наших избирателей, вызывают процессы цифровизации и дистант в школах. Проект «Цифровая образовательная среда», он внедрялся как эксперимент. Итоги этого эксперимента неизвестны, никем не подведены. Зато на базе этого проекта уже создана ФГИС «Моя школа». И в ней собираются сведения о семье, о доходах, другие персональные данные.

Ну, например, надо указать пол ребенка. И знаете, что? Предлагается три варианта: мальчик, девочка и не определился.

Ну, коллеги, получается так, я сейчас не буду говорить, как это и с чем соотносится, это просто увлеклись, знаете, списыванием западных цифровых методичек. И не заметили, пропустили этот момент. Конечно, надо поправить. Но, вообще, в целом не дело школы собирать сведения о семье и передавать в органы опеки там какие-то сведения через школьных психологов. Школа должна учить. Вот этим заниматься. Составление досье на детей без согласия родителей, все эти прекрасные индивидуальные траектории, электронные учебники, которые сотнями за час утверждаются к использованию. Снижение роли учителя, превращение его в тьютора, навигатора, все эти вопросы требуют немедленных действий и их задают нам наши избиратели».

Конец цитаты.

Толстой еще много чего сказал. В том числе о том, что родители – участники образовательного процесса – могут войти в школу. Я тоже не могу войти в школу, где учился. Вечерняя школа ШРМ 101 ликвидирована, а в бывшей 144-й на Большой Песчаной директриса так испугалась, что было бесполезно настаивать.

Парламентский день 16 ноября начался с принятия Советом Федерации очередного заявления о необходимости прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, осуществляемой Соединенными Штатами Америки против Республики Куба.

В тексте постановления указано, что Совет Федерации приветствует принятие 3 ноября 2022 года Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной Соединенными Штатами Америки против Кубы».

Совет Федерации выступает за отмену принятого в США 12 марта 1996 года «закона Хелмса-Бертона», иных аналогичных актов, имеющих экстерриториальные последствия и оказывающих негативное влияние на свободу торговли, а также нарушающих законные права и интересы юридических и физических лиц. Продолжающаяся более 60 лет экономическая, торговая и финансовая блокада Республики Куба является проявлением неоколониальной политики, призванной с помощью силового давления заставить суверенное государство отказаться от независимости и собственного пути развития в угоду неприкрытому диктату Вашингтона.

В этом плане показательно выступление сенатора Владимира Джабарова о намерении Польши на предстоящей сессии ОБСЕ в Варшаве заблокировать миссию России в этой организации, созданной по инициативе СССР. Визы российской делегации не дали из логики солидарности с Украиной. Как говорил мне председатель комиссии СФ по суверенитету Андрей Климов, вы за американцев не беспокойтесь, они везде пролезут.

А мы где?

Лев Московкин.

Фото Ольги Давыдовой

Государственная Дума, в Госдуме
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Фёдор
Фёдор
19 дней назад

А сколько профессиональных аграриев в Гос.думе сейчас? Есть певцы, спортсмены, актеры, писатели, журналисты. А аграрии есть? Есть вообще кто-нибудь, кто реально профессионально разбирается в вопросе?

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x