Фармацевты призывают успокоиться, хотя ситуация может измениться в худшую сторону

По данным экспертов фармрынка, объем импорта лекарств с начала 2022 года упал на 1,5%, и периодически случаются перебои с теми или иными препаратами.

аптека, лекарства

Как пояснил в ходе пресс-конференции в НСН председатель Общественного совета при Росздравнадзоре, генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, несмотря на то, что лекарственные препараты не попали под санкции, проблемы со своевременным обеспечением населения лекарственными препаратами периодически возникают, и главными их причинами являются логистические проблемы и бюрократические проволочки:

«Сейчас вопросы логистики значительно усложнились: это связано с ограничениями по полетам и с ограничениями по пересечению границ и т. д. У нас (я имею в виду в Союзном государстве России и Белоруссии), к сожалению, кроме этого, с 20 сентября вступило в силу постановление Совмина Республики Беларусь за номером 604 об изменении Постановления Совмина Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. за номером 247. В результате с 20 сентября под ограничения попали готовые лекарственные средства (в том числе нерасфасованные), медицинские изделия, запасные части к ним, сырье и материалы для производства лекарственных средств или медицинских изделий, которые не включены в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или Единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза. Я разговаривал с компаниями и выяснил, что кто-то смог преодолеть этот вновь возникший барьер, у кого-то проблемы здесь остаются. Дело в том, что не все препараты, зарегистрированные в РФ, зарегистрированы в Белоруссии, поэтому они могут не присутствовать в Госреестре Республики Беларусь. Кроме этого, даже те препараты, которые уже сегодня зарегистрированы в рамках ЕврАзЭС, попали в их реестр. К сожалению, заполнение этого реестра идет не так быстро, как нам хотелось бы».

Еще одной серьезной логистической проблемой, которая негативно влияет на российский фармрынок, по словам Виктора Дмитриева, является то, что в ноябре 2022 года Росавиация не продлила разрешение китайским авиакомпаниям на использование российского воздушного пространства:

«По всей видимости, это ответная мера на то, что и китайцы ввели определенные ограничения, связанные с тем, что там есть вопросы по гарантийному техобслуживанию самолетов, которые находятся в РФ. Но тем не менее возможности доставки воздухом каких-то ингредиентов из КНР для нас фактически стали недоступны. Теперь о том, что касается морского транспорта… К сожалению, только два дока в нашем славном восточном порте Владивосток имеют возможности принимать большегрузные танкеры, которые могут перевозить большое количество контейнеров. Соответственно, есть ограничения по разгрузке контейнеров, и часть наших грузов вынужденно уходит из Владивостока либо опять в Корею, либо в Китай. Там эти грузы перегружаются на более мелкие суда, которые потом уже разгружаются во Владивостоке. Как вы понимаете, это удорожает всю логистику и удлиняет. Если мы в начале февраля 2022 года имели гарантированные поставки из Китая в течение 30 – 35 дней, то сегодня нам говорят о 90 днях, причем горизонт планирования – не больше двух недель. При этом не исключено, что через две недели ситуация может измениться и в худшую сторону. Конечно, у нас есть еще Каспий, но там страховые компании не страхуют те грузы, которые идут через иранские воды. Это тоже проблема. Ну и плюс ко всему (и это, наверное, главная проблема!) – это достаточно неуклюжая политика ценообразования в РФ, которая делает производство многих препаратов на территории РФ (в первую очередь препаратов низкого ценового сегмента) не просто не рентабельным, а убыточным. И вот по этой причине, возможно, уже в ближайшее время мы увидим исключение довольно большого количества лекарственных форм и препаратов из списка жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖНВЛП)».

С учетом складывающейся ситуации Минздрав уже принял решение о пополнении запасов (создании 4-месячных запасов) лекарственных препаратов, которые приобретаются по госзакупкам в лечебных учреждениях всех регионов. Однако, как отметила директор СРО «Ассоциация независимых аптек», глава альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова, также принявшая участие в пресс-конференции, на розницу, на аптечный сегмент, который составляет около 80% всего рынка в рублях, это решение не распространяется:

«У аптек нет своих складских помещений, им негде хранить запас лекарственных средств. Они напрямую зависят от дистрибьюторов и оптовиков, у которых покупают лекарства 2 – 3 раза в неделю. Поэтому надеяться на то, что такой запас сделают аптеки, мы не можем».

Так что, если благодаря своевременному решению Минздрава пациенты, оказавшиеся в больницах, будут гарантированно обеспечены лекарствами хотя бы на четыре месяца, за гарантированное и своевременное обеспечение всех остальных сейчас, наверное, никто поручиться не может…

Сергей Ишков.

Фото агентства «Москва»

аптека, лекарства
3 Comments
  1. Хорошего мало, так как лекарства уже и без того дорогие, а если будет дефицит, еще поднимутся в цене. И еще и купить будет невозможно. А если препарат жизненно необходим, как быть? Непонятно. 

  2. Я уже больше 7 лет работаю на фарм-рынке, и хочу отметить еще такой момент- наряду с проблемами логистики и уходом с рынка импортных лекарств, есть еще глобальная проблема искусственного спроса. Люди, слыша в новостях о дефиците каких то препаратов, бегут в аптеки и “сметают” остатки препаратов, еще больше ухудшая ситуацию.
    Отсюда и еще больший дефицит, и растущая спекуляция((

Добавить комментарий