Каждый человек хочет жить насыщенной и полноценной жизнью, состояться в профессии, создать счастливую семью. Но без крепкого здоровья это сделать крайне сложно. Бережное отношение к своему здоровью в нашем обществе стало важной составляющей, особенно мы ощутили это во время эпидемии ковида. Следует отметить, что за последние годы кинематографисты на эту тему сняли несколько проектов. Среди них – картина «Дела сердечные» режиссера Юрия Баженова, как яркий пример того, как можно снять интересно и художественно документальный фильм про медиков и их нелегкий ответственный труд.
На 12-м кинофестивале «Липецкий выбор», который недавно завершил свою работу в городе Липецке, картине вручили высшую награду – «Лучший документальный фильм».
Продюсер Наталья Иванова рассказывает, как пришла идея снять эту картину и как шла работа.
– Наталья Игоревна, вы много лет снимаете документальное кино на самые разные темы, почему на этот раз про медиков?
– Идея фильма пришла от режиссера Юрия Баженова. Мы только закончили с ним документальный фильм «Школа взросления» о будущих кадетах, и он сразу предложил мне следующую заявку. Дело в том, что Юрий живет в Сибири, в городе Омске, и мы познакомились с ним лет десять назад, когда с Верой Глаголевой работали в жюри кинофестиваля. Наш первый фильм был достаточно успешен, получил призы на фестивалях, и у меня не было причин отказать этому режиссеру, тем более что я понимала, что очень непросто из провинции найти московского продюсера, и помочь реализовать идею фильма. Уже в ходе работы над картиной я узнала, что Юра был пациентом Омского кардиологического центра, сам прошел путь от сложнейшей операции до полного восстановления и знает не только этих знаменитых замечательных врачей, а также и всех медсестер по имени и отчеству. Нас поддержало Министерство культуры, и работа началась.
– Многие документалисты говорят, что очень сложно уговорить сниматься в документальном кино врачей и летчиков, я не представляю, как вы их уговорили.
– Это правда, уговаривали с трудом. Врачи – люди очень скромные, они не любят давать интервью. Но мы мотивировали свою просьбу тем, что надо показать огромной зрительской аудитории, что есть такой уникальный современный кардиоцентр в Омске и какие в нем работают преданные своей профессии доктора, и какие они делают сложнейшие операции больным, от которых отказываются даже в Москве. В фильме есть об этом целый сюжет. Снимаем, и тут наступила эпидемия ковида. Нас выпроводили из больницы, ни о каких съемках не было и речи. Хирурги проводили только экстренные операции. Нам пришлось все это время терпеливо ждать, так прошел почти год.
– А как реагировали больные на съемочную группу, ведь мало кто хочет увидеть себя в больнице?
– Юра сам лежал в больнице и знает, что такое операция на сердце не понаслышке, поэтому дал слово – в кадре все должно быть максимально корректно и эстетично. У нас в фильме женщины, которые еще вчера лежали на операционном столе, – все красотки! Но какие же они сильные, когда борются за жизнь, я уже молчу о мамочках, когда это касается детских операций на сердце! Всякий раз, когда смотрю, слезы наворачиваются…
Хочется верить, что жюри оценило в фильме художественность изображения. Это не только люди в масках и операции, у нас достоверно показана жизнь и вне стен больницы, ритм большого города с его жителями. Когда человек болен, меняется его привычный ритм, и он обращает внимание на самые простые вещи вокруг, например, на красивое небо или на ледокол за окном.
Был момент, когда я попросила режиссера закончить фильм, не ждать ледокола, но Юрий был настойчив, и так все четыре времени года вошли в картину, и, конечно, ледокол, который ее украсил.
– Еще мне понравился очень трогательный момент, когда родственники приходят навестить больных и стоят под окнами, такие разные…
– А кто из нас не ходил в больницу и не стоял под окнами? Конечно, мы не могли обойтись без этих, казалось бы, банальных кадров, но в них же показаны отношения между людьми… Где есть любовь, где безразличие, где поддержка больному человеку. Нам был важен посыл, с которым они приходят.
– Ваш фильм высоко отметило жюри фестиваля, и это замечательно, может, фильм даст импульс, и зрители еще больше станут ценить свое здоровье?
– Надеемся на это. Ковид преподал нам шоковую терапию, многие стали относиться к своему здоровью гораздо серьезнее, бросили вредные привычки. А многие еще сегодня борются с осложнениями после ковида. В социальном плане еще страшнее было: в пандемию люди уходили так быстро, что близкие не могли попрощаться друг с другом. Действительно, сегодня каждый понимает, что здоровье на первом месте, а остальное все приложится.
– Какое у вас впечатление оставил Липецк?
– Я по первой профессии металлург, и когда была студенткой МИСИС – это легендарный институт стали и сплавов в Москве, – у нас была практика, и мы проходили ее в Липецке.
Каждый день мы посещали цеха Липецкого металлургического комбината и осваивали азы профессии. В этот приезд, спустя много лет, на меня нахлынули эти трогательные воспоминания. Город просто не узнать, он так похорошел, расстроился. Прежде не было такого красивого центра, ухоженных улиц и таких грандиозных парков. Я очень рада, что вновь судьба забросила меня в этот замечательный город, и хочется еще раз сюда вернуться.
– Стоит отметить, как удачно продюсер Сергей Владимирович Новожилов выбрал Липецк для фестиваля, прием был очень теплым.
– Я считаю, что Сергей Новожилов – настоящий просветитель нашего дела, потому что только благодаря фестивалям зритель может посмотреть достойное российское кино. К сожалению, в нашей стране проката для документального кино не было и не будет, и получается, что фестивальная площадка – единственный способ показа. Полные залы зрителей, вопросы, обсуждения с создателями картин – это дорогого стоит.
У нас страна большая, героев интересных много, а зритель об этом почти ничего знает. Еще хотелось бы отметить, как правильно, что кинофестиваль «Липецкий выбор» поддерживает городская и областная администрации, им за это просто большой респект и благодарность от всех нас, кто его делает.
Желаю, чтобы и дальше у продюсера Сергея Новожилова были всегда полные залы и зритель, который доверяет ему и его команде. Пусть в регионах будет как можно больше подобных фестивалей.
– Какой у вас следующий проект, что планируете снимать?
– Сейчас в нашей компании «ПЦ «Хорошо продакшн» в съемочном периоде – полнометражный документальный фильм о культовом поэте Андрее Вознесенском, 90 лет со дня рождения которого исполнится в мае. Очень интересно идет работа. В картине принимают участие Зоя и Леонид Богуславские, Вениамин Смехов и другие. И в завершающей стадии производства – фильм о советском латвийском операторе и режиссере Юрисе Подниексе.
Недавно закончили театральный проект, который называется «Сезоны Михаила Лавровского» и состоит из двух одноактных балетов. Первый из них – «Две женщины» на музыку Сергея Баневича, которую он писал для одноименного фильма, где режиссером выступила Вера Глаголева. Второй – балет «Амок» на музыку Александра Симоненко. Хореографическое руководство осуществлял народный артист СССР Михаил Леонидович Лавровский. Это был трудный, незабываемый опыт. Премьерные спектакли с огромным успехом состоялись в «Геликон-опере» и вошли в репертуар театра.
Анжела Якубовская.
Фото автора
Согласен, нужно больше писать, снимать и показывать о хороших людях, делающих добрые дела.