В следующем году Фонд капитального ремонта готовится приступить к весьма амбициозной, значимой, можно сказать, знаковой задаче — капитальному ремонту одной из семи «сталинских высоток», здания на площади Красные Ворота по адресу: Садовая-Спасская, 21/1.
Это единственная из «семи сестер», в которой удалось реализовать задумку — встроить в здание станцию метрополитена. Предполагалось, что такая «фишка» будет у всех высоток. Но задача оказалась слишком сложной. И без того возведение высотных зданий в то время на сыпучих московских грунтах было делом непростым. Пески, супеси (песок с небольшой примесью глины), суглинки (глина со значительной примесью песка) — строить на всем этом высотки возможно только при условии надежных и дорогостоящих фундаментов. В Советском Союзе было крайне мало архитекторов с необходимым опытом. Да и с техникой были проблемы, достаточно сказать, что в 1946 году на всю Москву было всего 26 подъемных кранов, 55 экскаваторов и 40 самосвалов.
Для строительства высоток были специально построены заводы по производству железобетонных плит в Люберцах и Кучине. В селе Кудиново было заложено производство многодырчатого кирпича и пустотелых керамических камней — они были необходимы для использования металлического каркаса.
Обычно сначала производятся подземные работы, а потом — наземные. Это аксиома: если строят здание, то сначала котлован, фундамент, потом стены и напоследок крыша. Соответственно, если предполагается здание плюс метро, то сначала метро, а потом здание. Однако в случае здания на Садовой-Спасской пришлось делать одновременно эскалаторные ходы и фундамент здания — начальство торопило со сроками.
Плывучие грунты вокруг котлована заморозили — для этого вырыли 230 шахт, в которые опустили замораживающие колонки. Рассол хлористого кальция в них обеспечивал температуру в -20 градусов Цельсия.
Как шутили в то время — «партия учит нас, что вода при замерзании расширяется». Замерзший грунт вспучился. Однако конструктор Виктор Абрамов это учел. Он рассчитал (без всякого компьютера, заметьте!), как сильно небоскреб будет давить на разные грунты. Дано: фундамент в одной части повысится на 50 мм. Отсюда следует: отклонение здания от оси составит 16 см. С этим наклоном и были установлены колонны каркаса центрального корпуса.
И вот в октябре 1950 года, когда грунт начал оттаивать, здание начало наклоняться… и в итоге заняло строго вертикальное положение. Как ему и положено. Впрочем, в остальных высотках от этой идеи все-таки отказались и строили отдельно здание, отдельно — вход в метро.
У высотки на Красных Воротах есть и административная, и жилая часть. Здесь был устроен зал собраний на первом этаже и выставочный зал — на цокольном. Сейчас здесь находится ресторан «Лермонтов». Офисы в центральной части получил в свое распоряжение Минтрансстрой.
В жилой части — пятикомнатные квартиры с квадратными комнатами, высокими потолками, лепниной. Здесь были все удобства того времени: встроенная мебель, мойки с дробилкой, доступ к мусоропроводу из кухни, центральная система кондиционирования, даже система пылеудаления — трубопроводы с пылесосными станциями!
Но — прошло семьдесят лет, здание обветшало. Появились трещины, сколы. Стилобатное ограждение, тяжелые каменные колонны и плиты, местами совсем расшатано. Поэтому сейчас разрабатывается проект, сложный, масштабный, но — реалистичный. Проект, который подарит этому символу послевоенных лет новую жизнь.
Майя ПЧЁЛКИНА.
По материалам «Мой Дом Москва»