Борис Дмитриев — человек, оставивший след в истории нашей страны

В современном обществе заметно растет интерес к дворянской культуре, людей привлекают красивый образ жизни и манеры аристократии прошлого. Но русское дворянство — это не просто хорошие манеры и роскошные особняки, это явление намного более глубокое, это целая система нравственных ценностей, в которой понятия долга и чести стоят на первом месте. И прививали эти ценности человеку с раннего детства, именно поэтому, по признанию исследователей, русского аристократа можно выделить как особый тип личности, как человека необыкновенной честности и благородства.

В галерее Веры Коршуновой открылась необыкновенная выставка — удивительно теплая, светлая, добрая. Выставка не просто художника, а врача, человека высочайшей культуры. Хирург, мемуарист, художник-любитель. На его первой персональной выставке представлены живописные произведения из фамильного собрания, никогда ранее не покидавшие стены родного дома.

О знаменитом ялтинском враче Владимире Николаевиче Дмитриеве (он стоял у истоков современной курортологии и лечения климатом) написано довольно много, а вот о сыне его, тоже враче, известно крайне мало. Потомки  талантливого человека — Надежда Владимировна Дмитриева, внучка художника-врача, руководитель Департамента культуры Московского дворянского собрания, и правнучка — Екатерина Клементьева, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи с любовью подготовили выставку, посвященную творчеству великого предка. Недавно опубликованные дневники Бориса Владимировича, трепетно собранные Надеждой Дмитриевой в книгу «Родная, милая Ялта», также проливают свет на его жизнь и деятельность в качестве врача, но уже не в Ялте, а в Одессе, Москве и Коломне.

Борис Владимирович родился в Ялте, в семье известного врача и общественного деятеля Владимира Николаевича Дмитриева. Дмитриев-старший лечил великих князей Романовых, княгиню Юрьевскую, королеву Сербскую Наталью, художника Орловского и многих других… Получив прекрасное образование в семье, а потом в гимназии, и пойдя по отцовским стопам, отличавшийся огромным трудолюбием, интеллигентностью и энциклопедической эрудированностью, Борис Дмитриевич достиг значительных высот на медицинском поприще.

Основной принцип в воспитании и жизни дворянина был таков — кому много дано, с того много спросится, поэтому воспитанию и обучению в дворянский семьях уделяли большое внимание. Образование Дмитриев-младший получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе, затем в Мюнхенском университете (где учился у знаменитого профессора К. В. Купфера) и позже на медицинском факультете Киевского университета, который окончил в 1902 году.  Получив диплом врача, Борис Владимирович  начал работать в одесской клинике. В 1905 году он переехал в Москву,  поступил на службу в Басманную больницу. Борис Владимирович был гениальным хирургом, делал серьезные операции, первым в России стал заниматься косметическими операциями. Он снискал уважение и славу среди врачей и пациентов, говорили, что у него «бархатные руки». Несмотря на успех, молодой доктор постоянно учился, читал медицинские журналы, присутствовал на многих операциях и впоследствии применял полученный опыт в больницах, где работал.

В 1910 году, в Москве, Борис Владимирович познакомился с дочерью греческого посла Надеждой Каралли (1890 — 1967), которая вскоре стала его женой. Ей было 19, ему 35. Она оказалась энергичной домохозяйкой, любящей женой и прекрасной матерью. В этом браке родились трое детей.

С 1912 по 1933 год Дмитриев исполнял обязанности главного врача машиностроительного завода в Коломне. В этот подмосковный городок молодой врач приехал без опыта административной работы. Его он приобрел, исполняя обязанности главврача на машиностроительном заводе в Коломне, где работали 9500 человек, а во время Первой мировой войны количество рабочих увеличилось вдвое. Он добился строительства нового здания больницы, увеличил штат медперсонала до 9 врачей, создал родильное отделение. В больнице Дмитриев вел хирургическое отделение и рентгеновский кабинет, а также консультативную работу в амбулатории и по выездам. Не отказывался оперировать в районных земских больницах. Бывали недели, когда каждую ночь его вызывали в больницу. Особенно напряженной была работа в 1914 — 1917 годы. В Коломне, помимо своей основной работы, Борис Владимирович сочинял пьесы, в свободное время ставил спектакли не только со взрослыми, но и с детьми, рисовал декорации к спектаклям. Через 15 лет семья вернулась в Москву. Борис Владимирович работал в поликлинике 2-го Московского государственного медицинского института,  был главврачом Большого театра. Сын Владимир стал, как и его отец, хирургом: в Великую Отечественную войну майор Дмитриев спасал раненых в госпиталях, сконструировал аппарат для измерения внутриплеврального давления. Леонид стал профессором Гнесинского института.

Дворян с детства готовили к тому, что жизнь не будет сплошным веселым балом: найдется ли человек, у которого в жизни не бывает тяжелых испытаний, потерь, неудач, разочарований? Дворян готовили к тому, что все это будет и что нужно все это перенести мужественно, не теряя своего достоинства.

После перенесенного в 1937 году инфаркта доктор Дмитриев отошел от дел, но в годы Великой Отечественной войны вновь вернулся к профессиональной деятельности.

Будучи человеком разносторонних интересов, Дмитриев занимался музыкой, с детства увлекался фотографией и был очень наблюдательным. Увлечение рисованием у него началось в студенческие годы. Несмотря на отсутствие профессионального академического художественного образования, уровень мастерства, достигнутый врачом-живописцем Борисом Владимировичем, позволил ему после ухода со службы даже зарабатывать на жизнь портретами и рисунками.

В конце жизни великий врач и не менее великий художник написал мемуары, в которых интересно рассказал о себе, своей семье, друзьях. Список известных людей, с кем судьба свела Б. В. Дмитриева, огромен. Среди них: композиторы Рубинштейн, Амани, который одно время учил Бориса музыке, Гольденвейзер, игравший свои произведения в доме Дмитриевых, писатели Чехов, Скиталец, музыкант и композитор Поль, художники Васнецов, Мясоедов, Ярцев, Якунчикова, Орловский, Ларти, Поленов…  «Первый след в моей душе в отношении к живописи и пейзажу», как вспоминал Дмитриев, проложил художник И. Е. Крачковский.  Талантливый доктор учился у многих великих мастеров кисти, но наибольшее влияние на творчество Дмитриева оказал художник Г. Ф. Ярцев (1858 — 1918). «С каким наслаждением я смотрел, когда Ярцев писал свои картины… Святая любовь к красоте природы сказывалась в каждом маленьком его этюде, всегда полном своеобразной прелести, свежести, скромности, поэзии и правды», — вспоминал позднее Борис Владимирович.

Как отметил представитель семьи художника, известный российский живописец Борис Клементьев: «Умение подметить красоту в простом мотиве, правдиво и проникновенно донести ее до зрителя – важнейшее свойство, характеризующее творческую направленность Бориса Дмитриева. Закономерно, что те качества, которые ценил Борис Владимирович в творчестве других художников, нашли отражение и в его собственных картинах, написанных в традициях русского реалистического искусства».

Основную часть фамильного наследия составляют пейзажи, в основном это написанные маслом на бумаге этюды Подмосковья. Дмитриев умело передает окружающую действительность – растущие у речки деревья, скромные деревенские дома, убегающую вдаль дорогу.  Представлены и несколько этюдов, на которых запечатлены виды Крыма и Кавказа. Всего на выставке представлено свыше 50 произведений Дмитриева. Экспозиция дополнена старинными  фотографиями из собрания семьи врача. Монументальных живописных работ сохранилось мало, и они составляют гордость коллекции. К их числу относится знаменитый «Пейзаж со снопами» (1916), на котором увековечен уголок родового имения в ныне опустевшей деревне Ащериха Нижегородской области. Многоцветные краски золотой осени оживают на картине «Старая дача» (1915), написанной энергичным пастозным мазком. На позднем полотне «Борис и козочка» (начало 1940-х) запечатлен маленький внук художника.

Выставку  посетили Ю. В. Александрин — директор фонда «Возрождение» Старицкого Свято-Успенского монастыря, О. В. Щербачев — предводитель Московского дворянского собрания, великий князь Г. М. Романов, В. А. Абрамов – знаменитый коллекционер, создатель коллекционного дома Абрамовых, С. Борисов — член-корреспондент Академии художеств РФ,  Д. Трофимов — руководитель мастерской иконописного искусства «Царьград»,  живописцы Я. Поклад и О. Мельникова, скульптор В. Лепешов и другие.

Гости смогли не только насладиться созерцанием великолепной живописи, но и послушать прекрасный французский шансон в исполнении неподражаемой певицы Нины Делон.

Сегодня заметен интерес к дворянской культуре — фильмы о том времени, всевозможные балы,  уроки по этикету и многое другое. Но в массе такой интерес очень поверхностный, это интерес к красивой жизни: «Ах,  наряды, ах, бал, ах, реверансы!»  Немногие понимают, как дворяне жили на самом деле: самоограничение, строжайшие требования к совести, достоинству, чести, долгу перед государством.

Борис Владимирович Дмитриев прожил большую, насыщенную событиями жизнь. Он был счастлив в браке. Любим. Состоялся как врач. Передал своим сыновьям любовь к профессии и желание к усовершенствованию. Все знания, умения, полученные в детстве, пригодились ему в нелегкой жизни в Советском государстве. А «Воспоминания», написанные им для себя и своей семьи, оказались интересными и для нас — современников другой эпохи, ибо несут в себе сведения о людях, оставивших след в истории нашей страны.

Елена Минашкина.

Фото Михаила Ковалёва

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x