Спектакль «Свидание в предместье» — это разговор о любви

В МТЦ  «Вишневый сад» под руководством Александра Вилькина вновь премьера. На этот раз зрители увидели блистательную постановку режиссера Татьяны Архипцовой «Свидание в предместье» по пьесе Александра Вампилова «Старший сын».

Пьеса часто привлекает внимание театров. По ней поставлен телевизионный фильм и написана опера (композитор Г. Гладков). Режиссер фильма Виталий Мельников говорил, что при создании картины его привлекли «прекрасный диалог, точно подмеченные характеры и человеческие типы, редкостное соединение трагического и комедийного, а главное – серьезная и глубокая проблематика…»

Пьеса написана в 1965 году и имеет варианты – и текста, и названия. Впервые под названием «Предместье» она была опубликована в альманахе «Ангара» (1968 г., № 2), затем в других театрах нашей страны и за рубежом.

«Старший сын» начинается с, казалось бы, невинной шутки двух молодых людей – Сильвы и Бусыгина. Ночью, где-то в предместье, опоздав на последнюю электричку, они начали искать себе ночлег, но никто не захотел пустить их погреться.  В очередной квартире, увидев, что их вот-вот выгонят, Сильва выдает Бусыгина за внебрачного сына хозяина квартиры Андрея Григорьевича Сарафанова. На первый взгляд, ситуация кажется комичной, Бусыгин не ожидал, что Сарафанов так безоглядно ему поверит. Да это и смешно: как может взрослый человек в здравом уме и твердой памяти принять какого-то незнакомца за сына? Тем более, что у Сарафанова есть свои дети: Нина и Васенька. Но они скоро уедут, да и при них он чувствует себя одиноким. Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к тому же на десять лет старше его. Из-за неразделенного чувства Васенька хочет покинуть дом, уехать. Дочь Нина собирается выйти замуж за офицера Кудимова и тоже уехать.

Но не будем вдаваться в пересказ всеми любимой нами пьесы. Многие хорошо знают ее содержание, но ведь каждый режиссер и каждый актер, задействованный в ней, вносит свое прочтение.

В постановке МТЦ «Вишневый сад» при всей академичности материала на глазах зрителей разворачивается именно такая, собственная для режиссера и актеров, история. И хотя действие уносит нас в далекие шестидесятые годы прошлого века, все происходящее на сцене выглядит очень современно. И давно знакомые истины в нынешних реалиях начинают звучать по-новому. Об идее постановки пьесы говорит режиссер Татьяна Архипцова:

«Поставить пьесу Вампилова «Старший сын» или, как она в начале называлась самим автором, «Свидание в предместье» придумал наш Сарафанов – актер Вадим Николаевич Райкин. Когда-то на заре актерской карьеры его первой ролью была роль Васеньки в «Старшем сыне». И вот мальчик рос-рос, ну и дорос до главного героя — Сарафанова. Мы с Вадимом Райкиным давно знакомы — вместе работали. Когда-то, лет сто назад, в моем спектакле «Ревизор» он сыграл Хлестакова… Так что у нас с заслуженным артистом Вадимом Райкиным не первое свидание на сцене… Вадим, конечно, очень волнуется – все помнят Евгения Леонова в роли Сарафанова, но я вам скажу: у актера Райкина есть какой-то свой секрет, своя жизненная тайна, он что-то такое знает про своего героя, что-то такое, что заставляет ему верить. Сострадать, улыбаясь. Незаметно втягиваешься в эту историю музыканта и отца-одиночки, и почему-то не хочется с ним расставаться. Может потому что Вампилов хорошо написал, а может потому, что герой у Вадима Николаевича очень теплый человек получается».

Теплоту и даже сопричастность к происходящим на сцене событиям помогают ощущать музыкальные номера. Создается впечатление, что вы находитесь не в зрительном зале, а у себя дома. Накрыт стол, за которым собрались самые дорогие вашему сердцу люди, звучит гитара, а, казалось бы, незамысловатые слова текста проникают в самую душу, потому что обращены не к зрителям, а к отдельному человеку. Музыка в спектакле становится еще одним действующим лицом, она помогает понять характер каждого героя и полностью погрузиться в происходящее… Герои иронично, а порой и серьезно поют о своих любовных чаяньях и печалях песни Юлия Черсановича Кима и Татьяны Горчаковой, специально написанных для спектакля, молодого композитора, автора музыкального бекграунда спектакля Ольги Поповой.

«Дружба с Юлием Черсановичем Кимом мне «досталась» от моего учителя Петра Наумовича Фоменко. Петр Наумович и Юлий Черсанович учились на одном курсе в пединституте – там и подружились и продружили всю жизнь. Там же учился еще один автор спектакля — писатель Юрий Коваль, и теперь его сын, актер театра «Вишнёвый сад» Алексей Коваль в нашем «Свидании» от имени своего персонажа Васеньки поет песню своего отца. Вот так, как говорится, у нас все запущено – везде родственные и другие нежные связи. (Как раз об этом наш спектакль, «все люди братья» — так считает главный герой Сарафанов, ну и мы вслед за ним). Юлий Ким – человек-легенда, кто не пел или хотя бы не слышал его песни?! Они родные, их хочется петь — легкие, кажутся совсем простыми, а на самом деле глубокие и очень сегодняшние. «Ах, как много человечества – и как мало человечности», — стенают бесприютные Сильва и Бусыгин. Специально для нас Юлий Черсанович написал пять песен. Актеры их уже полюбили, думаю, и вам понравятся», — уверена Татьяна Архипцова.

Именно песни помогают полностью погрузиться в современную действительность, и их текст начинает звучать по-новому. Вечные, как день и ночь, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанут волновать человечество: жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и бесчестие… Цепочка совпадений и несовпадений происходила не только на сцене, но и во время работы над спектаклем:

«Наш спектакль о связях. Не тех, которые коррупционные, а вот о духовных – дружеских, родственных, по родству душ, в том числе. Так получилось, так вышло – на репетицию к нам как-то пришла Татьяна Горчакова, мама актера Георгия Марченко, в спектакле он играет Бусыгина. Ну, пришла и пришла. Симпатичная, интересно одетая женщина, очень живо реагировала. Для меня это всегда хорошо, когда на репетициях присутствует кто-то со стороны – сразу проверяешь, на правильном ли ты пути. Татьяна Марковна, как принято теперь говорить — абсолютно гениальная женщина, и это не фигура речи! Оказалось, она пишет песни примерно лет с 14-и, сама великолепная актриса, закончила Гнесинку. Кто помнит, была такая группа — «Люди и куклы» — необыкновенный театральный коллектив, где люди-актеры, существовали наравне с куклами, которыми сами же управляли. Очень жаль, что коллектив этот не существует сейчас.

Но еще про связи: оказалось, Юлий Черсанович Ким, который был другом моего учителя, Петра Фоменко, и который написал для нашего спектакля песни, когда-то писал и для ансамбля «Люди и куклы». Мало того, другой родственник Горы Марченко – его папа Александр Марченко, ставил спектакли и писал музыку для спектаклей Юлия Кима и еще одного моего учителя – Олега Кудряшова. Вот как все запутано! Как тут было избежать взаимодействий? Невозможно. И Александр Марченко снова встретился с Юлием Кимом в нашем «Свидании в предместье» и сделал для его песен аранжировки. Вот так работают связи. Главное, чтобы от этого всем была радость. И польза. Нам точно есть, чего и вам желаем».

Радость случилась, и не только от музыки, но и от игры актеров, на сцене не прозвучало ни одной фальшивой ноты. К концу действия каждый из них заставил в себя влюбиться. Даже беспечный Сильва и жених Нины – недалекий Кудимов (актеры Александр Савельев, Владимир Роганов) не вызывают прямой антипатии, скорей сочувствие. Потому что они живые, такие, какие есть на самом деле. Невольно спрашиваешь себя: можно ли остаться человеком? Можно ли разобраться в житейских испытаниях, где трудно различимы правда и ложь, любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, жестокость во имя блага и порабощение. Мы начинаем сочувствовать Васеньке, охваченному юношеской первой любовью (актер Алексей Коваль), переживать за Нину, полюбившую своего «родного» брата (актриса София Зенцова). Да и роль «девушки без принципов» Макарской (актриса Аксинья Олейник) – это об одиночестве, о вечном стремлении к простому, бабьему счастью… Здесь все сразу: и смех, и слезы, и любовь. Премьерный спектакль сыграл один состав труппы, очень интересно посмотреть, как сыграют роли другие актеры.

Вампилова называют Чеховым нашего времени, может быть поэтому режиссер включила в текст спектакля до боли знакомые чеховские тексты – в них надежда на милосердие и справедливость. Произносит их в финале Андрей Григорьевич Сарафанов, чье главное достижение – это дети, это семья, это не тронутая временем душа, способная любить и протянуть руку страждущему. Согласитесь, этому стоит поучиться нам, нынешним: кровное родство оказывается не таким важным, как духовная близость. Родство душ намного крепче и сильнее обычных семейных отношений. Способность понимать и слушать, поддерживать и помогать, любить — вот самое главное, что делает нас людьми.

Нина ДОНСКИХ.

Фото (черно-белые постановочные) Олеси ТАРАСОВОЙ  и из архива МТЦ «Вишневый сад»

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x