Выставка под знаком Рубенса

В Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» проходит выставка «Под знаком Рубенса. Фламандская живопись XVII века из музеев и частных собраний России».

Музей выставка картины Фото Михаила Ковалёва

Выставки западного искусства сегодня редкость в России, и тем интереснее новый проект куратора, доктора искусствоведения Вадима Садкова и музея в подмосковной Истре, целиком посвященный фламандской живописи. Эту уникальную и, не побоюсь громкого слова, шедевральную экспозицию можно рассматривать как продолжение проекта двухлетней давности «Младшие Брейгели и их эпоха», сфокусированного на творчестве представителей одной династии живописцев. На новой выставке мы видим значительно больше великих имен и внушительнее количество собраний, из которых прибыли произведения.

Проект объединил живописные творения из Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижегородского художественного музея, Музея-усадьбы «Архангельское», Воронежского областного художественного музея, Серпуховского историко-художественного музея, Тульского музея изобразительных искусств, Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея, Ярославского художественного музея и государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим». Несомненным украшением экспозиции стали картины из частных коллекций Владимира Некрасова, Валерии и Константина Мауергауз, Дмитрия Гарибяна, Алексея Сёмина, галереи «Центр искусств. Москва».

Музей выставка картины Фото Михаила Ковалёва

В экспозицию включены 67 знаковых произведений известных мастеров эпохи расцвета фламандского искусства. По замыслу авторов проекта, произведения крупнейших мастеров – Рубенса, Ван Дейка и Йорданса  – представлены на выставке в контексте первоклассных образцов творческого наследия других замечательных живописцев, взаимодополняющих друг друга и демонстрирующих различные аспекты развития фламандской живописной школы. Они демонстрируют неисчерпаемый талант своих создателей, их изощренное композиционное, колористическое и живописное мастерство. Мы имеем счастье видеть работы, вышедшие из мастерских главных художников фламандской школы: Антониса Ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, Яна Брейгеля Бархатного, Давида Тенирса Младшего и самого Питера Пауля Рубенса, а также чрезвычайно редкие произведения авторов, чье художественное наследие исчисляется сегодня единичными экземплярами.

Выставка состоит из трех основных разделов. Экспозиция раскрывает организационно-деловые и творческие взаимоотношения: с одной стороны, между художниками, учениками и подмастерьями, с другой – между авторами живописных произведений, продавцами живописи и коллекционерами.

Как рассказал куратор выставки, доктор искусствоведения, профессор Вадим Садков: «Именно демонстрация разнообразия работ фламандцев и эволюции их жанровой типологии – основная смысловая ось выставки. Другая ее важная задача – исследование проблемы взаимоотношений ярких творческих индивидуальностей, возглавлявших и организовывавших деятельность процветавших художественных мастерских, их учеников и ассистентов, коллективно трудившихся над исполнением многочисленных, подчас трудоемких, заказов».

Музей выставка картины Фото Михаила Ковалёва

Профессор Садков рассказал, что на выставке много картин, и у каждой весьма интересная история как создания, так и дальнейшей жизни. Вот, например, полотно Якоба Йорданса «Мелеагр и Аталанта». Картину привезли из Екатеринбурга, куда она была передана после Великой Отечественной войны Эрмитажем в качестве благодарности за хранение его шедевров в эвакуации. Почему петербургский музей отдал в провинцию столь ценный экспонат? Долгое время произведение считалось лишь копией, выполненной учениками Йорданса, и лишь недавняя реставрация, проведенная гениальной Ольгой Горнунг, позволила обнаружить под слоем потемневшего лака собственноручную подпись мэтра. Автограф плохо виден, но внимательные зрители все-таки могут его рассмотреть в левом нижнем углу, над левым ухом собаки. Убедительным доказательством руки гения может считаться не только подпись, но и качество изображения того же пса: мы почти физически ощущаем жесткость шерсти, видим взгляд и неуловимое направление движения собачьей морды, подчеркивающие общую динамику и экспрессивность композиции.

На выставке вообще довольно много произведений художников, работ которых до нашего времени дошло очень мало, и особенно ценно, что их имена останутся в истории искусства во многом благодаря вещам из российских коллекций и выставкам, подобным нынешней. В частности, интересен натюрморт Николаса Каве «Сокол и битая птица» – единственная сохранившаяся до наших дней подписная картина последователя Клары Петерс, художницы XVII века, чье искусство очень ценимо сегодня, но, увы, не представлено в наших собраниях.  Представленная работа еще одной художницы той же эпохи – Йоганны Вергаувен – в России есть, ее передал на выставку музей-заповедник «Архангельское».

Музей выставка картины Фото Михаила Ковалёва

Ключевым образом экспозиции стали две работы Питера Пауля Рубенса и его мастерской из частной коллекции, которые впервые представлены публике. Это характерные образцы фламандской живописи первой половины XVII столетия. Главное из них – «Коронование Роксаны Александром Македонским» – сюжет, популярный в классическом западноевропейском искусстве. Это крупное полотно, более 2 метров в высоту. Картина раньше атрибутировалась мастерской Рубенса и считалась одной из копий авторской композиции, варианты которой хранятся в Израиле и Германии. Именно в таком статусе коллекционер Владимир Некрасов купил его на Sotheby’s. Вторая знаменитая картина – «Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира» – должна была стать частью серии для украшения восточного крыла Люксембургского дворца в Париже. Но, по мнению Вадима Садкова, Рубенс все-таки приложил здесь руку, уже на финальной, лессировочной стадии, откорректировав работу своих подмастерьев. «Картину реставрировали уже в России, и после удаления поздних записей, реставрационных тонировок, всего того, что не авторское, удалось выявить очень высокий качественный уровень живописи с одной стороны, и его неравномерность – с другой. На этой картине студентам-искусствоведам очень удобно показывать, где заканчивается рука самого Рубенса и начинается работа его ассистентов», – отметил куратор Вадим Садков. Любители искусства, конечно, вряд ли заметят ту самую неравномерность, о которой говорит профессор, а просто будут восхищены чисто рубенсовской, полной энергии и декоративного великолепия многофигурной композицией.

Музей выставка картины Фото Михаила Ковалёва

XVII век – золотая эпоха фламандской живописи, время ее блестящего, хоть и непродолжительного расцвета. Возглавив национальную художественную школу первой половины XVII века, Питер Пауль Рубенс надолго сделал ее главным явлением культурной жизни Фландрии. Формирование хрестоматийных жанров, становление вкусов заказчика, активный спрос на произведения фламандцев и многое другое происходило именно под знаком Рубенса. Этот яркий период мировой истории искусств открывает посетителям выставка в музее «Новый Иерусалим». Концепция выставки отражает историю формирования нового художественного рынка во Фландрии на протяжении XVII века. Коллекционеры разных уровней, профессиональные арт-дилеры, благодаря которым сформировался свободный художественный рынок и широкий экспорт фламандской живописи – также стали героями этой выставки.

Музей выставка картины Фото Михаила Ковалёва

Выставка дает повод и для размышлений об основных тенденциях, сходстве и различиях в подходе к коллекционированию работ старых мастеров в Западной Европе и в России на протяжении трех последних веков. В России первые картины фламандских художников появились в начале XVIII века, когда в эпоху Петра Великого начались массовые закупки произведений западноевропейского искусства.

Уже во времена царствования Екатерины II Императорский Эрмитаж в Санкт-Петербурге по праву считался обладателем одной из лучших в мире коллекций произведений фламандской школы. Также полотна фламандцев появились в собраниях аристократических семей: Шуваловых, Строгановых, Юсуповых, Шереметевых. В «Фонтанном доме» графа Николая Петровича Шереметева находилась, в частности, представленная на выставке картина Якоба Йорданса «Мелеагр и Аталанта».

В процессе подготовки выставки отобранные для показа картины были внимательно и всесторонне изучены. Некоторые из них получили новые атрибуции, во многих случаях также уточнены датировки и история прежнего бытования. В работе над составлением научного каталога приняли активное участие сотрудники региональных музеев – партнеров этого проекта. Выпущенный к выставке каталог рассказывает о развитии и многообразии фламандской живописи, истории коллекционирования фламандцев в России, а также о подходах к собирательству работ старых мастеров в Западной Европе и в России на протяжении трех веков.

Музей выставка картины Фото Михаила Ковалёва

Как отметил Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области: «Выставки с широчайшей географией представляемых коллекций стали для «Нового Иерусалима» не просто доброй традицией, а вектором программной работы. Музей поддерживает статус крупнейшей региональной культурной площадки, знакомя жителей Подмосковья и столицы с произведениями великих художников. Часто такие проекты становятся событием федерального значения. В этот раз в центре внимания непревзойденный Рубенс и влияние его творчества на современников и последователей – среди них и всемирно известные имена, и редкие художники, встреча с картинами которых – большая удача. Уверен, что выставка будет интересна самому широкому кругу зрителей».

Выставка будет сопровождаться обширной дополнительной программой для посетителей разных возрастов, включающей лекции, тематические и интерактивные экскурсии, концертные мероприятия и многое другое. Экспозиция доступна для посетителей до 14 мая 2023 года.

Михаил Ковалёв.

Фото автора

Музей выставка картины Фото Михаила Ковалёва
One Comment
  1. Сегодня действительно важно не отрываться от мировой культуры и искусства. Хотелось бы и дальше видеть подобные выставки и экспозиции в стране.

Добавить комментарий