В марте уходящего года Владимир Путин подписал указ о ежемесячной выплате нуждающимся семьям с детьми от 8 до 17 лет. В будущем планируется создать единую систему поддержки, которая будет длиться от самой беременности и до совершеннолетия ребенка. Ну а пока родителям восьмилеток надо бегать и собирать справки. Дело это оказалось совсем непростым, причем как для тех, кто эти заявления подает, так и для тех, кто их обрабатывает.
Вроде было все хорошо. Портал mos.ru, электронная форма, все просто и понятно. Дохожу до пункта, который вгоняет в некоторый ступор. Согласно ему, необходимо прикрепить сведения о всех счетах во всех банках обоих родителей. И грозное предупреждение: если утаите хотя бы один счет, то это будет основанием для отказа!
Хорошо, чешу я голову, а за какой период-то сведения подавать?
Здесь совершила ошибку — пошла с этим вопросом в МФЦ. Ну логично же: единая система подачи документов, одно окно и так далее. Милые девушки на заданный вопрос решительно ответили: за год. Да, говорят, получится очень много. Ну что делать?
Ладно, выкачиваю из банковских приложений на телефоны отчеты (благо это сейчас сделать достаточно легко), загружаю на сайт, жду… И получаю отказ!
Весьма показательна формулировка причины отказа. «Представление запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Едиными требованиями, Административным регламентом, если указанные обстоятельства были установлены ОСЗН района УСЗН АО города Москвы в процессе обработки документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги».
В чем именно они не соответствуют? Что надо исправить? Где?
Снова иду в МФЦ и задаю этот вопрос. Девушки посылают в собес. Вот лучше бы они сразу сказали туда идти!
В собес иду с некоторой опаской: одно дело МФЦ, заточенное под прием посетителей, другое дело — контора, где сидят люди и считают: вот этот подходит под критерии выплаты пособия, а этот не подходит.
Однако тут мне повезло. В моем районном собесе работает очень милая женщина, которая усадила меня на стул и подробно все объяснила.
Во-первых, оказалось, что отчеты надо собирать не за год, а за двенадцать месяцев, которые заканчиваются за четыре месяца до месяца подачи заявления. То есть если вы подаете в декабре, то отчитываете четыре месяца – июль, отчитываете еще двенадцать месяцев – август. Вот с 1 августа по 31 июля и надо собирать отчеты обо всех-всех-всех финансовых операциях, тратах, переводах и так далее.
Во-вторых, оказалось, что в банк идти все-таки придется. Потому что помимо этого детального отчета за 12 месяцев требуется еще справка из банка о наличии всех счетов с остатком. Датирована она должна быть 1 числом того месяца, в который вы подаете заявление. Да, и еще название у нее немного странное – «для госслужащих».
– Но я же не госслужащая, – попробовала возразить я.
– Я вам говорю, какая справка нужна, – терпеливо объяснила дама из собеса. – Кстати, у вас социальная карта есть? Значит, вам нужно еще и в ВТБ зайти. Потому что социальная карта — это банковский счет.
– Но у меня на нем ничего нет.
– Значит, принесете справку, что у вас на нем ничего нет.
И попутно открыла один нужный лайфхак: оказывается, соискателям пособия на ребенка категорически нельзя собирать деньги на какие-то школьные или детсадовские мероприятия. Знаете, как бывает: начало учебного года, родительский комитет объявляет сбор. На подарки детям на дни рождения, на Новый год, мальчикам на 23 февраля, девочкам на 8 марта, учителям на все перечисленные праздники плюс День учителя. Обычно все эти деньги скидывают на карточку одному из родителей. А потом оказывается, что «доход» этого родителя превышает тот минимум, который дает ему право на пособие.
– У нас так многие мамочки «летят», особенно многодетные, – поделилась моя собеседница.
Действительно: если от стороннего человека на карточку перечисляют деньги — значит, ему за что-то заплатили. Работники собеса, которые все это подсчитывают, не знают, что эти деньги будут потрачены на нужды целого класса. А если еще и семья многодетная, и мама, активистка эдакая, участвует в сборе денег для двух-трех разных классов плюс детсадовской группы… Сумма может быть весьма значительной.
Сижу в собесе и с ужасом рассматриваю документы. На каждого человека – огромная пачка листов. И все это необходимо подсчитать. Перевод денег от мужа жене или от жены к мужу доходом не считается. И перевод на карточку ребенку – если у него такая имеется – тоже. А любой сторонний приход — это уже доход. И вот бедные работники собеса должны все это вычислить, отделить внутрисемейные переводы от внешних, все просуммировать, разделить на количество членов семьи… Суета та еще!
А меня ждет другой суета – поход по банкам. Тут тоже все не просто, а очень даже интересно. Как выяснилось, у каждого банка подобная справка выдается не просто так, а с песнями и плясками. Причем похожи они друг на друга примерно так же, как цыганочка с выходом похожа на венский вальс. Или танец живота на казачок.
Сбербанк. Справку из него мне показали в собесе, как «идеальную». Однако в отделении мне развели руками: сегодня 4-е число, справка еще не сформирована. Приходите во второй половине месяца. 16-го числа, к примеру.
А это уже некоторый мандраж: успею ли я подать все необходимые документы за оставшиеся две недели? И если будет снова ошибка – а срок рассмотрения десять дней – то не придется ли все переносить на следующий месяц, то есть все собирать заново?
Но делать нечего, ждем. А пока идем в ВТБ. У нас же у всех троих есть социальные карты.
Тут выяснилось, что мне повезло. Я социальную карту получила недавно, и она от ВТБ уже отвязана. Но зато у меня оказался в этом банке счет! Дело в том, что когда-то, очень давно, мне платили зарплату в Банк Москвы. Потом я ушла и с работы и из этого банка, про счет забыла, а Банк Москвы приказал долго жить и слился в экстазе с ВТБ.
Поэтому есть счет. На счете денег немного, но указать его все-таки надо. Вместе с двумя социальными картами – мужа и сына.
И тут натыкаемся на препятствие. Оказывается, нужная мне форма – та самая справка для госслужащих – это платная услуга. Стоит она 200 рублей. Но выдать нам ее не могут, потому что эти деньги автоматически списываются со счета. То есть выложить их на прилавок нельзя, и карточку приложить к терминалу тоже нельзя.
И даже хотя у меня есть на счете нужное количество денег, все равно ничего не получится. Потому что счет у меня простой, даже без карточки, а для такой оплаты у клиента должен быть мастер счет с комплексным пакетом услуг.
И даже если я подпишу этот комплексный пакет услуг и забытый счет без карточки станет мастер счетом – все равно остаются муж и сын, у которых в ВТБ просто социальные карты с нулем на балансе. То есть им тоже надо открывать эти мастер счета с комплексом и класть на него те самые двести рублей.
В итоге берем у девушки обычную справку, не для госслужащих. Просто справку со счетами – там в основном нули. «Схожу в собес, спрошу, может им такая пойдет», – машу я рукой. На очереди последний банк – Альфа.
В офисе Альфа-банка оказывается, что такую справку надо заказывать по телефону горячей линии. В офисе ее дать не могут, право выписывать такую бумагу есть только у центральной конторы.
Девушка-оператор вызывается мне помочь и звонит с моего телефона на горячую линию. Следует диалог с роботом, из которого я тоже узнала кое-что интересное. Когда робот по второму кругу начал крутить свою шарманку «зачем вам оператор, я хоть и бот, но все-таки могу помочь», девушка ловко послала его в нокаут фразой «смена пакета услуг». Понял, среагировал бот, соединяю.
Из динамика полился хриплый голос Луи Армстронга. «Лет май пипл гоу!» – мрачно сказала я, и девушка фыркнула: «Представляете, как нам уже надоела эта песня! Мы ее по двадцать раз в день слышим». Представляю.
Итак, наконец-то человеческий голос в трубке. Начинаю объяснять, что мне нужно. На том конце провода – ступор.
– А за какой период вам нужно?
– Мне не за период. Мне на конкретную дату.
– Нет, у нас есть параметр такой, период. Вам за какой нужно?
Ругаюсь, смотрю на справку из Сбербанка на 1 ноября. Для собеса она не годится, но в качестве образца пойдет. Там действительно есть период – с 1 января по 1 ноября. Называю его, пусть будет.
– Но остатки денежных средств пусть будут на 1 декабря!
– Конечно-конечно, – уверяет оператор. – В какой офис доставить? Ожидайте в течение двух дней!
Вы думаете, я ее получила? Ну вы-таки ошибаетесь!
Через пару дней мне пришло на почту письмо с сообщением: «Мы вообще не поняли, какая вам справка нужна, можете уточнить?»
Открываю мобильное приложение, пишу в чате. Там опять приходится прорываться сквозь услужливого бота, который реагирует на слово «справка» и вываливает на меня кучу банальной информации. Наконец добираюсь до живого (кажется) человека и еще раз объясняю ему, какая справка мне нужна.
– Понял, – говорит мой невидимый собеседник и исчезает. А через час в чате опять приходит сообщение: «Мы не поняли, какая вам справка нужна, уточните пожалуйста…»
К тому времени я дошла до собеса, показала им справки из ВТБ, объяснила ситуацию с мастер счетами.
– Пойдет, – сказали мне.
– А Альфа-банк вообще не понимает, что нужно, – ябедничаю я.
– Пусть даст обычную.
Второй заход в Альфа-банк с просьбой на этот раз дать обычную справку, не для госслужащих. Главное, чтобы на ней были подписи и печати. Девушка распечатывает пачку бумажек. Я их просматриваю и вижу, что кое-чего не хватает.
– А где «Инвесткопилка»?
Дело в том, что год назад я, как человек, претендующий на некоторую финансовую грамотность, решила откладывать и копить. И открыла счет «Инвесткопилка». И туда каждый месяц откладывается небольшая сумма. И кто-то там без моего ведома этими деньгами торгует — покупает на них паи, акции и облигации. Получается небольшой гешефт. Для того, чтобы вылететь из соискателей на пособие, его явно недостаточно, а указать надо.
– А это, – объясняют мне, – Альфа-инвестиции. Это другое юридическое лицо. Мы ее не видим.
– Но ведь брокерский счет вы видите! Вот бумажка. А это тоже Альфа-инвестиции.
– Брокерский видим, а «Инвесткопилку» – нет.
Снова горячая линия, разговор с роботом, Луи Армстронг. По указаниям оператора захожу с компьютера в личный кабинет и заказываю справку в офис Альфа-банка. Срок – до двадцати рабочих дней. Надеюсь, что ее сделают быстрее, иначе придется начинать все заново…
Я все понимаю, банковская тайна не позволяет работникам собеса запрашивать информацию напрямую у финансовых учреждений. А критерии строгие. Поэтому то, что можно получить у Пенсионного фонда или из налоговых деклараций – недостаточно. Вот и придумали такой квест.
Ну а банки работают вразнобой. Интересно, если у кого из соискателей счет в Тинькофф, или в Совкомбанке, или в Раффайзен-банке – там свои песни и пляски? Что там надо будет танцевать – фанданго, мазурку или буги-вуги?
И пока собрать все необходимые справки так же тяжело, как «To let old Pharaoh understand». Моисею, кажется, было полегче…
Яна Маевская.
Фото Сергея Ведяшкина / агентство «Москва»