Культура нужна всем, но для разных целей

Пресс-конференцию министра культуры Ольги Любимовой на площадке МИА «Россия сегодня» превратили в брифинг без вопросов продолжительностью 33 минуты.

культура

Вопреки запретам, мне удалось задать два ключевых в моей оценке вопроса и получить ответ. Ответ был не столько содержательным, сколько символичным, он тянет за собой намного больше информации, чем содержит. Отсюда можно понять, что произошло с культурой и почему ее тянут в разные стороны.

На самом деле русская культура существует, развивается и становится отдельной причиной центростремительности в направлении к русскому аттрактору.

В конце я приведу короткое интервью с министром, затем анализ феномена под названием «хоррор», который в формате жанра кино поддерживает Любимова.

Сам брифинг как информационный повод состоял из отчета по работе Минкульта в 2022 году с планами на будущее и ретроспективой трех лет министерства Любимовой. Оно выпало на тяжелый период — эпидемиологические ограничения, санкции, арест золота скифов, уход иностранных дистрибьюторов, проблемы со сценографической и кинопрокатной техникой, эмиграция деятелей культуры.

Говорит Любимова бойко, а выглядит вообще восхитительно. Министр являет собой доказательство известного постулата, что стрессы омолаживают женский организм. Наверно, по этой причине Любимова несколько раз вспоминала детство.

Что она там думает, ее личное дело, а на практике должна поддерживать национальную культуру, через нее институт семьи, строить себе имидж государственника и поддерживать защитников Отечества.

Естественно, под эгидой Любимовой будет развиваться новый жанр по следам варианта классической отечественной сказки, адаптированной для восприятия жертв Голливуда со всеми положенными спецэффектами на фоне компьютерной графики. Она перечислила новинки, ожидаемые в ближайшем будущем.

При этом о признанных отечественных шедеврах «Маша и медведь» или «Смешарики» она вообще не говорит, будто их не существует в природе киноискусства. Нет в зоне внимания министра фильмов в жанре родоначальника семейной комедии «По семейным обстоятельствам» для обучения аудитории естественным человеческим отношениям.

При упоминании фильмов «Недетский дом» и «Плакать нельзя» Любимова злится и отвечает невпопад, лишь бы отвязаться от назойливого журналиста.

Так что вопросы по программированию контента не только остаются, но их становится больше.

По собственному признанию Любимовой, ударом для нее была культура отмены, рухнул годами выстраиваемый диалог с Западом.

Министра культуры охраняют от журналистов круче министра обороны из-за наездов в связи с предательством артистов. Так мне растолковали из кулуаров. Если это правда, то неправы обе стороны. Не стоило бы ни прятаться, ни наезжать, потому что есть еще и третья сторона на пике двоевластия.

Ради справедливости надо отметить, в перманентно стрессовой ситуации Ольга Любимова мобилизовалась и с ролью министра культуры справилась, на то у нее был особая мотивация.

Министр старалась говорить легко и уверенно, но давалось ей это с трудом, и она местами путалась. Ее проблема не только в стрессе. Она привнесла в работу министерства англицизмы и кальки. После принятия в первом чтении законопроекта о защите русского языка как государственного Любимовой придется менять лексику, а для этого нужен искусствоведческий анализ. Хотя бы понять, что означают на самом деле сукцессирующие мемы «блокбастер», «мягкая сила», «релиз», «дистрибьютор», «продюсер».

В нашей логике непонятно обещание о поддержке создания блокбастеров, если в составе определения присутствуют кассовые сборы, а они, в свою очередь, определяются рекламной раскруткой и подбором зрительских отзывов. Что там снимают и зачем министерство это поддерживает, роли не играет.

Что касается поддержки новой документалистики, министр может ею отчитываться, но делается она без связи с ее желаниями и возможностями. Сталин велел снять «Битву под Москвой», и фильм немедленно сделали. Вот и сейчас нужно то же самое.

Брифинг министра культуры Ольги Любимовой состоял из десяти заранее согласованных тематических блоков.

Самочувствие российской киноиндустрии по итогам новогодних каникул

Статистика посещений кинотеатров доступна из Единой автоматизированной системы (ЕФИС).

Уровень посещаемости дорогих для нас, зрителей, кинотеатров достиг допандемийного. Любимова поздравила с этим наше профессиональное сообщество, наши кинозалы, которые намучились, конечно, в ситуации с отменой зарубежного кино, с уходом зарубежных дистрибьюторов, в прошлом партнеров.

«И в то же время, что бы ни говорили, тот репертуар, который был предложен, заинтересовал на прежнем уровне, несмотря на то, что зарубежных блокбастеров в прокате не было. Что же у нас получилось, смотрите. Это почти четыре с половиной млрд рублей в год, 4,4. На сеансы было продано 13,2 млн билетов. Это 95% посещаемости, вообще возможной в кинотеатрах. 1,2 млн билетов были приобретены молодыми людьми по «Пушкинской карте», — сообщила Любимова.

Конечно, она не могла не упомянуть «Чебурашку», такого абсолютного лидера. За первые восемь дней без малого три млрд рублей, 3,333. Несмотря на то, что праздники уже закончились, те, кто возвращается с каникул, сарафан работает, продолжают ходить. Одноклассники встречаются, идут после уроков.

На втором месте у нас был «Иван-царевич и серый волк». Комедия, вторая часть «Непослушника». «Елки», которые катались долго, «Елки-9». «Елки-иголки», романтическая комедия. Еще несколько анимаций. В общем, позволили нам вернуться в допандемийный период, когда мы работали вместе с большими американскими релизами.

Информация о проектах, которые будет поддерживать Минкульт

Любимова сообщила: «Мы очень серьезно относимся к конкурсам. Нас интересуют и блокбастеры, которые будут представлены в этом году И, разумеется, детское кино, большие семейные релизы. Когда о «Чебурашке» мы говорим, мы же не можем сказать, что это прям детское кино. Если бы это было детское кино, не было бы таких сборов, это кино, на которое идут всей семьей».

По словам министра, готовится «По щучьему велению», картина, которая делается уже два года при поддержке Фонда кино звездным составом от создателей «Конька-горбунка».

Ожидаем «Бременских музыкантов» от студии Три-Т Никиты Михалкова.

Мы ждем от Газпром-медиа очень серьезную премьеру «Волшебник изумрудного города». В перспективе будет сериал.

«Я называю как бы детское кино, но это, конечно, семейное. Книжки, которые любили с детства. Мы ждем продолжение нашей любимейшей картины «Гостья из будущего». Интересно, как сложится судьба героев, которых мы любили, когда сами ходили в школу. Ну и, конечно, те проекты, которые еще пишутся.

И не только блокбастеры, и авторское кино, большое, серьезное, фестивальное», — пояснила Любимова.

Для того, чтобы нам было где встречаться, Министерством культуры будет поддержано 67 кинофестивалей. Международные останутся международными. Несмотря ни на что. И в этом году приезжало много интересных. Будут самые разные фестивали, от профессиональных смотров до абсолютно зрительских и детских. Что для нас важно, не только в Москве и Петербурге. География очень широкая. Мы много работаем с коллегами, губернаторами, чтобы это были праздники.

Министр также рассказала о возвращении традиционного для России документального кино: «У нас добавляется и кинодокументалистика. Мы понимаем, происходит много всего, что кинематографическое сообщество еще осмысляет, сценарии только пишутся о тех событиях, с которыми мы столкнулись».

По словам министра, эти картины уже готовы, и вместе с Фондом кино мы работаем над дистрибьюцией, чтобы можно было приходить в кинотеатры на неигровое кино, документальное кино, и знакомиться с этими выдающимися работами.

Музеи и их роль во время каникул

«В России 71 федеральный музей, более миллиона человек побывало. Лидеры Эрмитаж и Третьяковская галерея. Представляете, восемь дней праздников, девяносто тысяч человек. Это фантастика. Серьезная работа команд, чтобы все это было. Каждый десятый посетил по «Пушкинской карте». Хочу отметить десятку лидеров. Музеи бьются за рейтинг», — сообщила Любимова.

Согласно представленным данным, «Царское село» посетило 80 тыс человек. Владимиро-Суздальский музей-заповедник, такой туристический кластер, это около семидесяти тысяч человек. Музей-заповедник Павловск Ленинградской области — 65 тысяч человек. Музей Мирового океана, Калининград, выходит на лидирующие позиции — пятьдесят тысяч человек. Мы надеемся в этом году завершить там ремонтные работы, это будет невероятной красоты центр. Далее «Русский музей», Петербург, сорок тысяч человек. Музей изобразительного искусства, Московский Пушкинский музей, также сорок тысяч человек. Приятно поздравить коллег из Великого Новгорода, Новгородский музей-заповедник также сорок тысяч человек. На том же уровне находится наш замечательный проект музейных кварталов в Туле. Около сорока тысяч человек. Чуть меньше Петергоф, Пушкинские горы и Малые Карелы по пятнадцать тысяч человек. Также поздравляем наших коллег из Херсонеса Таврического, города-героя Севастополя — одиннадцать тысяч человек.

Новогодние елки для детей в музеях

По этой теме Любимова с особым удовольствием рассказала: «В моем детстве самая правильная елка была в Пушкинском музее. То есть самые правильные интеллигентные родители должны были своей дочке найти билет. Это было огромной проблемой. Я помню, за всю свою жизнь была только два раза. Счастливы были мама с папой. Эта традиция начиналась еще с Ириной Антоновой, до сих пор делается. Нынешние сотрудники ее берегут, додумывают. Вторая елка по нашим учреждениям тоже по моему детству в Бахрушинском музее, в Доме Ермоловой. И мои дети, и я тоже обожала. В этом году билеты на елку в «Доме Ермоловой» были раскуплены еще в ноябре. Я боялась к телефону подходить, там целый квест, они там что-то искали. По три представления в день».

По словам министра, самая крупная елка, конечно, у нас теперь в Государственном историческом музее. 56 представлений, полторы тысячи человек в замечательном пространстве на Красной площади всегда тоже в форме квеста, в форме осмысленного времяпрепровождения с возможностью сделать что-то руками, с Дедом Морозом, подарком и возможностью прочитать стихотворение в конце. В каждом музее, и это не разнарядка, а серьезная работа сотрудников музеев.

Музейные планы на 2023 год

Любимова о планах музейной работы: «У нас собран единый и гастрольный, и выставочный план. Он готовился последние три месяца уходящего года. У нас много юбилейных дат, которые стали все серьезнее и серьезнее отмечаться в нашей стране. Поэтому в каждом музее, который имеет отношение к классикам, у нас появился новый проект или выставка. Мы решили, что если где-то культура отменилась, мы должны делать еще больше. Первые тридцать федеральных музеев, которые выступили в поддержку этого проекта, представят свои лучшие работы в регионах страны».

Любимова сообщила, что Российский этнографический музей из Петербурга будет работать в Калининграде. В Казани, в Краснодаре 220 памятников традиционной культуры. Год культуры народов России заканчивается, но это не значит, что лучшее, что мы взяли от этого года, не перейдет на следующий год. Проект, который создавался весь год, будет теперь работать в регионах.

В Севастополе, Астрахани и Новосибирске будет с июня по ноябрь потрясающая совершенно выставка «Тысячелетие кочевников. Золото скифов и сарматов».

Представят собрание золотых артефактов из собрания российской галереи искусств в Севастополе. Осенью в Ростове, Хабаровске, Челябинске будут представлены три крупных проекта московского Кремля.

«Все, что касается наших основных выставок, отдельно представим на портале Культура.РФ. Все это представляет собой очень серьезный выставочный репертуар», — сообщила Любимова.

Театры, концертные залы и цирки

В каждом театре были представлены программы для наших защитников. Тот же «Щелкунчик» в Большом театре, был отдельный показ для семей военнослужащих и тех, кто сейчас трудится на территориях проведения СВО.

Театры с гастролями ездят и к себе приглашают. И наша филармония в Луганске, ансамбль Донбасс, театры юного зрителя, кукольные театры. В рамках репертуара крупнейшие театры: Мариинка, Театр Образцова, Ярославский театр, Молодежный театр, Сатирикон», БДТ, Пушкинский, Театральный центр в Петербурге — начали свой год с премьер. Эти спектакли посмотрели более 190 тысяч зрителей. По «Пушкинской карте» по всей стране посетило культурные мероприятия более 156 тысяч молодых наших зрителей. Около тридцати представлений в Московской, Петербургской, Северокавказской филармониях — это восемнадцать тысяч зрителей.

Росгосцирк. Для них Новый год — серьезное время для работы. Представления идут по несколько раз в день в разных городах. Четыреста представлений, шестьсот тысяч зрителей — это результат Росгосцирка. В этом году новогодних праздников и благотворительных мероприятий было более пятидесяти в разных регионах.

Юбилейные мероприятия 2023 года

Для мероприятий, где есть оргкомитет, сформирован план по реставрации, строительству и по издательской этнографической научной деятельности. Что для нас важно? Начнем с 80-летия победы в Сталинградской битве. 2 февраля 1943 года планируются большие просветительские проекты по всей стране.

Проект Сталинградского музея-заповедника и Центрального музея Вооруженных сил Минобороны «Знамена сталинградской победы», где многие артефакты будут представлены впервые.

Также хотелось бы отметить в январе 80-летие прорыва блокады Ленинграда. Федеральный музей филармонии и даже наши маленькие самодельные библиотеки представляют свои очень серьезные программы к этой дате.

В 2023 году отмечается двухсотлетие Островского. Тут Малый театр в ответе за все, конечно. Щелково, уникальный в Костромской области музей, которому хочется больше дать мероприятий, запустить много фестивалей. Конечно, впереди много событий внутри Костромы, поскольку театр одноименный есть. Все готовятся. Многие театры ставят премьеры. Выставки в Литературном музее также посвящены Островскому.

Впереди 150-летие Сергея Рахманинова, 150-летие Михаила Пришвина, столетие Гамзатова. К юбилею Рахманинова провели первый международный конкурс дирижеров, пианистов и композиторов этим летом, в преддверии юбилея. А в этом году самые юные исполнители будут выступать в Великом Новгороде. Юбилейные мероприятия пройдут также в Дагестане и по всей стране.

О статистике по «Пушкинской карте»

С 1 января на счету каждого держателя пять тысяч рублей, две можно потратить на кино. Уже 45 тысяч новых участников присоединились к нам. В рамках новогодних мероприятий было 23 тысячи событий, на которые можно попасть по «Пушкинской карте». 738 млн рублей за восемь дней потратили наши молодые люди. 738 млн рублей осталось в кассах наших учреждений дополнительно, что является серьезной поддержкой. Для этого «Пушкинская карта» и создавалась, чтобы поддержать молодых людей и дать возможность учреждениям культуры запустить отдельные программы, сделать целевые спектакли или какие-то выставки и специальные походы соответствующие. Мы будем стараться, чтобы в 2023 году по «Пушкинской карте» число проданных билетов превысило 26 млн.

21 января исполнится три года работы Любимовой на посту министра культуры.

Любимова: «Трудности у всех, а потом только позитивное остается, так у меня голова устроена. Ну, конечно, первые два года пандемии, которые, мне кажется, мы прожили очень достойно, и нам есть с чем сравнивать. Получилось помочь всем учреждениям культуры, чтобы не были уволены люди, не остались без работы. Как только эпидемиологическая обстановка позволяла, люди возвращались. Мучились с шахматной рассадкой. Мы привыкли сидеть рядом, обсудить что-то. Вроде бы неподъемные решения принимались, а потом вместе с профессиональным сообществом прорабатывали. Взяли из плохого хорошее. В пандемию по каждому направлению была создана рабочая группа. Садились и думали, как открыть двери через недели и чтобы не полегли все наши музейщики, чтобы не заболели внутри музеев люди, которые пришли. Как сделать разметки, расчертить. Там еще и памятники, фантастический паркет. Как сделать так, чтобы не получить от лица учредителя решения неподъемные. Работала наша русская смекалка. Рабочие группы остались. С новыми ситуациями мы сталкивались дальше и дальше, они были сложнее и сложнее Чтобы наши замечательные реставраторы и эта отрасль была сохранена, не остановились стройки. Национальный проект показал за три года, как он необходим в регионах. Каждая строчка национального проекта «Культура» разбирается, как пирожки. Построены новые дома культуры, отремонтированы детские школы искусств. Для них предоставлены новые музыкальные инструменты, организованы виртуальные концертные залы. Люди ждут новых кинотеатров, кинозалов. Они появляются в муниципалитетах, что позволяет ребенку не ждать, пока один из родителей один раз в отпуск съездит с ним в город. Могут пойти с друзьями в соседний двор. Ложкой дегтя в бочку меда, ударом для нас была культура отмены, потому что годами выстроенный диалог не прерывался никогда с советских времен. Богатейшая коллекция позволяла музеям из разных стран создавать богатейшие экспозиции в разных точках мира. Да, действительно, это был шок. Так же, как мы работали с пандемийными мерами, мы сели и сказали: хорошо, нас не ждут в других странах, но нас ждут в регионах. Может быть, мы куда-то не доехали. И мы расчертили замечательный выставочный план, о котором говорили. Кто-то не увидит наши замечательные музыкальные и драматические произведения, кто-то в мире не попадет на наши концерты. Очень жалко этих людей. Но я очень рада за людей в регионах Российской Федерации, которые увидят лишний раз Валерия Гергиева или они впервые попадут на его концерт. Он в этом году столько гастролировал за полярным кругом. Где только не был Денис Мацуев, позвонил в марте: мы в Иркутске, здесь такие ребята! Министерство культуры только должно поддержать, помочь все просчитать, импортозамещение наладить, чтобы световое, звуковое, сценографическое оборудование, которое поставляется сейчас, никак не уступало компаниям, с которыми мы сотрудничали до февраля 2022 года. Этот опыт сплотил, несмотря на высказывания отъехавших. Те, кто остались, остались трудиться. Сейчас главная проблема — успеть помочь всем коллективам и отдельным деятелям культуры, которые рвутся работать в агитбригадах, хотят помочь ребятам, которые проходят реабилитацию в госпиталях или сейчас находятся на выполнении задания. Вот тут, конечно, наша миссия работать вместе с Министерством обороны, помочь и не мешать. И конечно, поддержать семьи тех, кто находится на новых территориях и выполняет свой долг. А наш долг — встретить их в учреждениях культуры, мы это делать умеем и обязательно будем».

Поддержка правительственной команды

Любимова: «Это правда. Это очень большая для нас помощь. Понятно, что ни одно профильное отраслевое ведомство без такой общей командной работы и возможности принимать общие консолидированные решения, советоваться, делиться новой информацией и получать незамедлительные ответы — это огромная поддержка и помощь, без которой министерство бы просто не справилось».

Интервью Любимовой после брифинга

О. Л.: Все у меня хорошо (помощникам).

Л. М.: Я очень вам благодарен, что вы мне отвечали через «Фейсбук» (принадлежит МЕТА, признанной в РФ экстремистской организацией). Там вся хроника вашей деятельности как министра была представлена, и это очень удобно для журналиста. Отсюда я знаю вашу позицию. Я, к сожалению, с ней не согласен, но я ее знаю. Вчера была здесь Ямпольская, и ведущий Роман сказал, что вопрос к вам. В МИА «Россия сегодня» действует качественный киноклуб, за что им спасибо.

О. Л.: Да.

Л. М.: На презентации фильма «Недетский дом» сразу возник вопрос, что в прокат может не попасть.

О. Л.: Я не знаю этой картины, простите, ради бога. Я не знаю, что такое «Недетский дом». Я не директор Департамента кинематографии.

Л. М.: Еще одна картина «Плакать нельзя».

О. Л.: «Плакать нельзя» я не знаю. Есть какие-то фильмы, которые не получили прокатное удостоверение?

Л. М.: Я не знаю, в чем причина.

О. Л.: Ну вы узнайте. Обратитесь в Департамент кинематографии.

Л. М.: Хорошо. Дело в том, что грань очень тонкая. Ямпольская вчера сказала, она придерживается вашей позиции, что кино должно быть многожанровым. Однако то, что для вас просто жанр, допустим хоррор, вы мне отвечали, для меня как генетика это оружейные технологии в культуре.

О. Л.: Долгий философский разговор. Вы смотрите, у меня стоят люди.

Л. М.: Я так и думал, что это понято не будет. Но это в вашей компетенции.

О. Л.: Запретить жанр какой-нибудь?

Л. М.: Сделать так, чтобы культура способствовала укреплению семьи, а не разрушению ее.

О. Л.: Министерство культуры, безусловно.

Л. М.: Спасибо.

 

Анализ феномена «хоррор»

Термин «хоррор» происходит от латинского horror — ужас, оцепенение.

Хоррор как жанр кино ассоциируется с именем Альфреда Хичкока.

Хоррором называют жанр искусства со стремлением автора произведения напугать, вызвать шок и отвращение. Произведения этого жанра посвящены чудовищам, потусторонним силам и различным жутким событиям. Если используются реальные события, им придается сверхъестественное описание. В таком случае проявляется цель извращения истории и клеветы.

Некоторые авторы используют пугающие до шока описания для прививки отторжения к аналогичному развитию событий в реальности. Подобный вариант широко распространен в русской культуре.

В постсоветское время активно насаждается вариант ужасов ради самих ужасов. В разнообразной продукции такого рода для русскоязычной аудитории проявляются как минимум две генеральные цели — дискредитация науки, также развитие ощущения безнадежности, тревоги, беспричинной жажды мщения. Сформированная база моральной паники может быть использована для развития центробежности в стране, ослабления институтов семьи и государственности.

Успех ужастиков основан на возрастных особенностях детского возраста, которые в условиях искусственных ограничений доступа к национальной культуре удается закрепить на всю жизнь, зачастую весьма короткую.

Как это происходит, достаточно точно описала Елена Ямпольская на своей пресс-конференции 11.01.2023. До переломного возраста ребенок занят пулялками, затем сталкивается с личными проблемами, из которых не может найти выход. Он не имеет представления, что такое случается не только с ним, что есть разные выходы из его состояния и они описаны в художественных произведениях.

Апологеты хоррора пытаются представить его как всеобъемлющее явление самостоятельной художественной ценности с древними корнями. В реальности хоррор является всего лишь одним из множества инструментов доминирующей в США идеологии постмодернизма, несобственной в русской ментальности. Однако русские авторы выполняют заказ на хоррор более креативно и убедительно.

Постмодернизм в целом направлен на маргинальную аудиторию, которую сам же и создает из носителей генетических девиаций, придавая им смысл жизни.

Существуют заметные национальные особенности в создании произведений хоррора в состоянии помрачения сознания или по заказу за плату или признание. Однако и во втором случае отклонение присутствует, поскольку автор получает удовлетворение от безадресной формы садомазохизма в отношении неопределенного круга лиц. Оплаты, признания и таланта недостаточно.

В программы постмодернизма входит широкий спектр проектов, включая кастрацию по списку болезней и подавление рождаемости под видом регулирования.

В мире фактически сложилась система искусства из двух антагонистических подсистем с параллельными паттернами жанров, в которых есть формальное сходство.

В 2022 году произошел перелом массового сознания. Его маркером стала очевидная неэффективность фашистского нео­язычества для неприкрытого насаждения жестокости.

Программирование контента для славянского населения перешло к завуалированным формам на базе национальных сказочных сюжетов.

И об этом тоже сказала Елена Ямпольская на примере своего восприятия раскрученного фильма «Чебурашка».

По информации Ольги Любимовой, российское кинопроизводство концентрируется именно на этом направлении и будет его усиливать.

Для действующего министра данный вид деятельности становится неким паллиативом в исполнении ее миссии-поручения. Она оказалась натурально в безвоздушном пространстве после выхода из России западных дистрибьюторов и эмиграции русских авторов хоррора.

Об идее параллельного импорта Любимова не говорила.

Ямпольская высказала осторожное отторжение с намерением дождаться позиции правительства с серьезными аргументами. Она считает необходимым воспитывать россиян в русской культуре и не видит такого запроса населения на параллельный импорт, как представляют СМИ и некоторые кинокритики с альтернативной одаренностью.

Тем не менее в день брифинга Любимовой на НТВ прошла информация со ссылкой на Думу как о чем-то решенном.

Аргументы в пользу параллельного импорта оказались несостоятельны. Здесь нет поддержки бизнеса, потому что нет самого бизнеса, есть затраты. Нет общественного запроса, и Дума ничего не решила. Остается чистая идеология.

Как всегда в случае международных программ, с открытым нарушением закона демонстрации новой голливудской продукции уже начались, причем с «Аватара», о котором говорила Ямпольская.

Таким образом, еще на одной теме мы получили подтверждение, что для России стал хроническим вопрос Маргариты Симоньян об анти-стейт.

Дисбаланс текущей ситуации связан, однако, не с тем, что кто-то из России уехал и кто-то остался, а с тотальными переменами массового сознания. Проект культуры отмены и программы русофобии уже не компенсируют в достаточной мере процессы центростремительности США к аттрактору в России. В эпицентре постмодернизма развивается кризис доверия к собственной политике и журналистике. Кинопродукция сохраняет количественный уровень, но сценарный кризис не позволяет вернуть зрительский интерес в той мере, которая необходима для управляемости страны, зависимой от внешнего притока ресурсов.

Кризис в русской культуре связан с отсутствием адекватной критики, искусствоведения и рекламы, уничтоженных вместе с СССР. Однако в России развитие кризиса по отраслям ограничивает национальная особенность высокой эффективности общественной самоорганизации. Население переходит на самообслуживание. В частности, опровергает политически ангажированную рекламу и распространяет информацию о том, что не рекламируется.

Лев МОСКОВКИН.

культура
Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Елена
Елена
21 дней назад

Очень люблю читать Льва Московкина. Он всегда копает вглубь, и у него интересный собственный взгляд на то, что происходит вокруг, он заостряет внимание на действительно важных вещах. .

Надежда
Надежда
22 дней назад

Да, культура видоизменяется со временем. Не считаю, что плохо. Наоборот, прогресс не стоит на месте.

Стас
Стас
23 дней назад

Культура важный элемент общества. Она нужна чтобы общество было полноценным. Как по мне цели у культуры одни, а именно сделать общество цельным.

3
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x