7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград пришел первый поезд с Большой земли. На снимке — мемориал «Стальной путь» в Ленинградской области.
Началом блокады считается 8 сентября 1941 года. Но железнодорожное сообщение прервалось уже 27 августа. Снабжение города происходило лишь по Ладожскому озеру – Дороге жизни.
Из директивы начальника штаба военно-морских сил Германии от 22 сентября 1941 года:
«Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса… Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если …будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».
Несколько попыток прорыва блокады были безуспешными и трагическими. Любанская операция закончилась окружением Второй ударной армии. Погибли и пропали без вести 14 тысяч солдат и офицеров.
Основное направление сражений до января 1944 года — «Синявинско-Шлиссельбургский выступ», Синявинские болота. Здесь с сентября 1941-го по январь 1944 года шли страшные бои. Наши мостили гати и шли по ним в атаку, немцы вели огонь с господствующих высот. Количество погибших точно не известно. Только в одной операции осени 1942 года участвовали 156 927 солдат и офицеров. После поражения на исходные позиции из болот вышли 3209 бойцов (Центральный архив Министерства обороны. Ф. 344. Оп. 5554. Д. 379). Погибли, пропали без вести и попали в плен 153 718 советских воинов. Из 156 927.
Блокада длилась 872 дня.
Сплошное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. В тот день соединились войска Ленинградского и Волховского фронтов, образовав коридор шириной от 8 до 11 километров. После этого бои за полное освобождение города продолжались еще год, до 27 января 1944 года — официально установленного у нас «Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады».
По тому коридору за 17 суток проложили железную дорогу протяженностью 33 километра. По ней и пришел 7 февраля 1943 года первый поезд с оружием и продовольствием. Он шел двое суток, под обстрелом, останавливаясь для ремонта.
Если путь через Ладожское озеро называли Дорогой жизни, то этот — Дорогой победы. Она действовала с 7 февраля 1943-го по 10 марта 1944 года. За год и один месяц по ней доставили в Ленинград 4 441 608 тонн грузов. По Ладожской дороге с 12 сентября 1941-го по март 1943 года — 1 615 000 тонн.
Жизнь и борьба мирного населения в блокированном Ленинграде – трагическая страница в мировой истории.
Ленинград – город-мученик и одновременно город-герой.
Запасов продовольствия не было, голод в трехмиллионном городе начался сразу после окружения. 1 октября 1941 года рабочие и инженерно-технические работники получали по 400 граммов хлеба в день, служащие, иждивенцы и дети – по 200 граммов. 20 ноября рабочие — 250 граммов, остальные – 125 граммов. Хлеб был наполовину из примесей, из пищевой целлюлозы.
На строительство оборонительных сооружений выходили сотни тысяч ленинградцев. Ослабевшие от голода женщины и подростки заготавливали для города торф и дрова во Всеволожском и Парголовском районах, отправляли в Ленинград до 200 вагонов в сутки. Они же выходили дежурить во время бомбежек, разбирали завалы, гасили зажигалки. Среди них был и мальчик Юра Воронов, будущий известный поэт.
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.
Однако и на той незримой черте были свои страшные засечки. Одна из них для того же Юры Воронова – 25 ноября 1941 года. В их дом попала бомба. Погибли брат и сестренка. Много лет спустя Воронов рассказывал друзьям: «Брату Алику было тогда три с половиной года, а сестренке Милочке два месяца. Милочка ничего не понимала, она только плакала. А Алик хотел есть. Он всегда смотрел в окно и ждал меня с хлебом. В тот день он так и не дождался… Дневная норма, эти жалкие граммы остались у меня. Ел их, смачивая слезами».
Через 25 лет Юрий Воронов напишет:
Вот опять
Через столько лет!
Эта женщина
В День Победы
Не венок, не цветы, а хлеб
Принесла
На могилу деда.
За 872 дня блокады от голода и болезней умерло до полутора миллионов жителей.
Одним из символов мученической судьбы города стали дневники Тани Савичевой. Когда Ленинград окружили фашистские армии, ей было неполных 12 лет. Она вела дневник в записной книжке старшей сестры Нины. Писала по буквам-разметкам.
На букву «Ж» — «Женя умерла 28 дек в 12 30 час утра 1941 г»
На букву «Б» — «Бабушка умерла 25 янв 3 ч. дня 1942 г»
«Лёка умер 17 марта в 5 час утра»
«Дядя Вася умер в 13 апреля в 2 ч ночи»
«Дядя Лёша 10 мая в 4 ч дня 1942»
«Мама 13 мая в 7 30 час утра 1942 г»
«Савичевы умерли»
На букву «У» — «Умерли все»
На букву «О» — «Осталась одна Таня»
Таня умерла от дистрофии в 1944 году, уже в эвакуации. Умерли все Савичевы, кто был в Ленинграде. Но остались в живых ее старший брат Миша и старшая сестра Нина. Двадцатилетнего Мишу война застала в псковской деревне, он приехал в гости к тете. В годы оккупации Михаил сражался в рядах партизан, был тяжело ранен. Двадцатидвухлетняя Нина работала в строительном батальоне на Ладоге, оттуда ее эвакуировали в тыл. Вернувшись в Ленинград, она нашла свою записную книжку, дневник сестренки Тани, и передала его в музей.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
Живя в Санкт-Петербурге 6 лет, каждый год наблюдаю, как местные жители с гордостью и трепетом вспоминают о подвигах ленинградцев и проникаюсь этой атмосферой. Чтение статей, просмотр документальных фильмов и посещение тематических музеев, посвященных блокаде, должно оставаться для нынешних и будущих поколений.