Объемы финансовых средств, похищаемых мошенниками со счетов россиян, продолжают увеличиваться, а объемы средств, гражданам возвращаемых, напротив, сокращаются.
Об этой тревожной тенденции сообщил президент Ассоциации российских банков, академик РАН Гарегин Тосунян в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной обсуждению способов профилактики мошеннических действий в банковской сфере:
«Если сравнивать объем похищенных аферистами средств, то в первом квартале 2022 года он составил 3,3 млрд рублей; во втором объем чуть-чуть уменьшился до 2,8 млрд рублей (это произошло потому, что в тот период многие операции по кредитованию вообще приостановились); в третьем квартале – 4 млрд рублей. Потом банковская система стала более закрытой, и мы информацию по четвертому кварталу получаем с большим трудом и цифр по нему я дать не могу».
Между тем, как отметил Гарегин Тосунян, объем возвращенных средств, наоборот, продолжал сокращаться:
«Если в первом квартале 2022 года доля возвращенных средств была 6%, то во втором квартале уже 5%, а в третьем квартале она вообще уменьшилась до 3,4%».
Отчасти именно эта ситуация, по мнению Гарегина Тосуняна, подвигла Центробанк РФ предложить законопроект о механизме самостоятельного запрета на кредиты и займы для россиян: если он будет принят, то любой гражданин, зафиксировав через «Госуслуги» такой самозапрет, сможет минимизировать риски оформления на него кредитов злоумышленниками.
«Российские банки – одни из самых продвинутых в технологиях онлайн-банкинга в мире. Но это наше достижение имеет и оборотную сторону, потому что, удаленно осуществляя операции, потребители этих услуг становятся уязвимыми для всякого рода мошенников. Законодательная инициатива Центробанка РФ о механизме самостоятельного запрета на кредиты мне представляется очень своевременной. Большинство банков ее уже поддержало, хотя понятно, что некоторая нагрузка в ходе ее реализации ляжет на них. Но эта нагрузка имеет свое оправдание, так как эти меры позволят помешать мошенникам осуществлять операции без воли клиента, за которые потом банку придется отвечать. Здесь определяется, что если клиент сам заранее наложил на себя ограничения, то банк должен их отследить. <…> Процедурно, конечно, это надо прописать так, чтобы это было удобно: чтобы в случае снятия такого ограничения не было слишком много бюрократии».
Еще один участник пресс-конференции – заместитель директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй Владимир Шикин рассказал об уже имеющихся механизмах защиты от мошенничества, эффективность применения которых зачастую зависит только от финансовой грамотности самих граждан:
«Важно, чтобы люди знали об этих возможностях. <…> Уже сейчас и в банковской сфере, и в сфере кредитных историй достаточно высокую эффективность показывают так называемые триггерные сервисы: например, все, кто пользуется счетом в банке, картой, все мы подписаны на триггерную систему, когда о любой происходящей с нашим счетом операции сразу нам приходит СМС. Это помогает самим гражданам блокировать мошеннические операции. То же самое действует и в отношении кредитных историй, такой же триггерный сервис, но для этого надо знать, что есть федеральный закон о кредитных историях (ФЗ №218), что есть сами кредитные истории, и всегда «одной клавишей» можно подписаться на этот сервис, он так и называется – «Защита от мошенничества». После этого любая информация из кредитной истории сразу же будет в виде СМС на вашем телефоне. <…> Предложенный Центробанком РФ законопроект о самостоятельном запрете на кредиты и займы мы тоже поддерживаем, так как он станет еще одним механизмом профилактики мошеннических действий в банковской сфере».
Однако, как отметил Владимир Шикин, и этот самозапрет тоже, к сожалению, не станет панацеей, так как любая цифровая инициатива подвержена рискам кибермошенничества: появятся мошенники, которые и этим механизмом попытаются воспользоваться…
Сергей Ишков.
Коллаж «Московской правды»
Самый действенный способ — повысить финансовую грамотность населения. Это гораздо эффективнее, чем по итогу озвучивать украденные у людей суммы. Тогда и не было бы киберпреступности или минимизировали бы ее.
Я считаю, мошенники будут всегда. Какие бы законы не вводили, это не сильно поможет. С каждым годом появляются все новые и новые схемы обмана, да и старые тоже продолжают работать. Людей-то много, и многие из них даже не догадываются, что могут попасть в руки мошенникам. Эта главная проблема. Человека легко обмануть, а пока есть такие люди, будут и те, кто этим будет пользоваться.
Жизнь всё веселей и веселей, что дальше будет – подумать страшно. Ощущаешь себя букашкой какой-то.