Добрые крышечки. Испортили ли QR-коды доброе дело?

Вот уже почти три года я участвую в проекте «Добрые крышечки». Кто не знает — это сбор пластмассовых крышечек от пищевой упаковки — соков, йогуртов и тому подобное. Эти крышечки отвинчиваем, моем, ссыпаем в большую пятилитровую бутылку от питьевой воды (лучше выбирать марки с широким горлышком, потому что некоторые крышечки довольно широкие и пролезают с трудом) и относим в пункты сбора. Легче всего в этом плане семьям с детьми, ибо подобные бутылки собирают практически во всех детских садах и школах Москвы.

добрые крышечки, переработка пластика, молочка

Организаторы проекта — благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» и Общественное движение «Добрые крышечки» отправляют их на завод по переработке пластмасс, тот перечисляет деньги, на которые покупают средства для детей-инвалидов. В основном это детские инвалидные коляски, закупают также ходунки, туторы на голеностоп и приспособления со странным названием «вертикализатор». Стоят эти предметы дорого, чтобы купить один, нужно 6 – 7 «газелей», набитых «добрыми крышечками», ну а семья из четырех человек за полгода собирает одну-две пятилитровые банки.

Прошлую партию мы отправили в сентябре (с Нового года собирали), а на днях решили распотрошить мешки, пересыпать «добрые крышечки» в банку и отнести в школу. И тут обнаружили, что за это время кое-что изменилось.

добрые крышечки, переработка пластика, молочка

Изменилось то, что на молочной продукции вместо штрихкода, напечатанного на боку упаковки, появились QR-коды. И производители стали клеить эти коды именно на крышку. И если раньше штрихкод был напечатан на боку тетрапака или на пленке, которая обтягивает бутылку, то теперь некоторые производители стали клеить бумажку с QR-кодом на пластиковую крышку.

Новшество ввели в декабре 2021 года, но «обязаловкой» это стало с сентября 2022-го. Именно тогда на полках магазинов и появилась «молочка» с новыми кодами. То есть в сентябре мы отнесли в школу чистые крышечки, а сейчас обнаружили на новой партии бумажки с кодом. И задумались: что с ними делать? Ключевой вопрос — отлеплять или нет?

На этот вопрос партнер федерального эколого-просветительского проекта «Разделяй и умножай» ООО «Репластик» ответил так:

– Наклейка на крышке однозначно ухудшает качество гранулы и ограничивает ее применимость. Но отделять ее необязательно. Мы добавляем крышки с наклейками в нашу продукцию в небольших количествах, и пока все нормально. Вот если наклейки появятся на всех крышках — тогда надо будет что-то придумывать…

Проблем тут две: сама наклейка — ее материал отличается от материала крышки — и клей. Например, на бутылки этикетки клеят несколькими точками. А вот на крышках клей находится на всей поверхности наклейки.

Вице-президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», руководитель проекта «Добрые крышечки» Анна Виноградова сообщила, что переработчики разрешают привозить крышечки с бумажками, так как они отваливаются в процессе переработки. Не знаю, как это происходит, потому что прилеплены они на совесть…

Появление QR-кодов в принципе дело благое: с их помощью намного легче проводить выборочные проверки. Движение «молочки» можно отследить на любом этапе от производителя к потребителю. Отражается информация о бренде, наличии сертификата ветеринарного контроля, составе, жирности, объеме и сроке годности. А значит, на рынке станет меньше контрафакта, который изготавливается с нарушением ГОСТов и ТУ.

Однако, как всегда, любое новшество — даже хорошее — оборачивается проблемами. В самом начале работы были программные сбои, были длинные очереди. Сейчас вот стал вопрос о переработке вторсырья. Получается, что система одной рукой поощряет возникновение заводов по переработке пластика, сбору и утилизации, а другой рукой лепит на этот пластик бумагу и ухудшает его качество?

Пока еще, как уже сказал представитель переработчика, количество крышечек с наклейками не очень большое. Но ведь отслеживать надо качество не только «молочки»! А соки? Разве в них мало контрафакта? То есть в будущем (возможно) количество крышечек с QR-кодами будет только увеличиваться…

Между прочим, некоторые производители подходят к делу ответственно. Например, в продаже есть очень неплохой кефир, у которого QR-код напечатан на тетрапаке — сбоку и сверху. А крышечка — чистая. Или ряженка, у которой QR-код печатают на этикетке-обтяжке бутылки. Крышечка опять-таки чистая.

добрые крышечки, переработка пластика, молочка

добрые крышечки, переработка пластика, молочка

добрые крышечки, переработка пластика, молочка

 

А вот производитель йогурта «Агуша» лепит QR-код на все крышки. Сиди их потом отдирай.

Хорошо, что хоть ребенку развлечение.

Яна МАЕВСКАЯ.

Фото автора

 

 

 

 

добрые крышечки, переработка пластика, молочка
One Comment
  1. Мы тоже с детьми собираем крышечки. Им нравится. И пользу приносим. А вот отклеивать наклейки совсем не интересно. Этим мы не занимаемся. Если уже принимается закон о необходимости наличия QR-кода, так почему бы не разработать единые требования по размещению этих кодов на упаковке. А так получается: лепите, куда хотите. Главное, чтобы было. Сначала делаем, потом думаем, как исправить.

Добавить комментарий