Голоса призраков

В Московском музыкальном театре «Геликон-опера» состоялась премьера оперы американского композитора Джан Карло Менотти «Медиум» по его же либретто.

Художественный руководитель постановки – Дмитрий Бертман, режиссер-постановщик – Илья Ильин, дирижер-постановщик – Валерий Кирьянов, художник-постановщик – Ростислав Протасов, художник по костюмам – Ника Велегжанинова, художник по свету – Денис Енюков.

Опера «Медиум», написанная в 1945 году, стала очень популярной в это послевоенное время. Ее часто ставили и ставят до сих пор, снят фильм. Но в России этот «Медиум» не частый гость, но для московского зрителя, кажется, эта постановка станет неожиданно весьма актуальной. В такое время живем…

Белоколонный зал княгини Шаховской как будто специально предназначен для постановки таких загадочных опер, как «Медиум» Менотти. Зал, с которого началась славная победная история «Геликона», не устает преподносить своей публике потрясающие сюрпризы и подарки. Премьерный спектакль – один из них. Перед зрителями, окружающими с трех сторон сцену, происходит нечто призрачное, заставляя их завороженно внимать происходящему, кажется, такому далекому и нереальному, из прошлого века…

Спиритические сеансы, призраки и люди, по-настоящему верящие в то, что их умершие дети живут в странном далеком мире душ и благодаря медиуму с ними можно общаться. В салоне мадам Флоры так до поры и происходит. Супружеская пара, потерявшая сына, и мать дочери-подростка, которая впервые приходит на сеанс, ликуют, услышав голоса своих детей. Их звуки несутся из таинственной атмосферы потустороннего мира, они эфемерны, но несчастным родителям подают странную надежду на встречу. В один из таких сеансов мадам Флора сходит с ума. Не так просто для человеческой психики за большие деньги морочить голову людям, потерявшим самое дорогое. Возмездие неизбежно.

Флоре кажется, что кто-то ледяными руками схватил ее за горло и в полной темноте хотел отправить на тот свет. Лариса Костюк в этой роли неподражаема. Ее великолепный, богатый обертонами голос и потрясающая актерская игра создают страшный образ женщины, потерявшей свою женскую и материнскую суть, словно бес вселяется эту фурию. Она буквально одержима сознанием того, что ее хотели придушить, и вопрос, кто это мог быть, буквально сжирает ее. Благо есть кого подозревать. Ведь ее приемный сын Тоби подвергается бесконечным нападкам и издевательствам с ее стороны. Тоби сначала играет глухонемой ребенок, которому предназначена ужасная обязанность смеяться за умершего малыша, родители которого уже просто не могут обходиться без этого сеанса общения. Они приходят снова, но на этот раз их встречает полусумасшедшая ведьма, в которую превратилась ухоженная богатенькая дама. Флора с седыми патлами, расхристанная мечется и признается в подлоге, возвращая деньги и уверяя клиентов в спектакле, который она так умело устраивала для них. Ангельский голос умершей дочери подавала из-за кулис родная дочь мадам – Моника. В первом действии она еще девочка, а ее роль талантливо исполняет молоденькая певица Ангелина Сазонова. Мать умершей дочери просто одержима верой, что она вот-вот воскреснет. Но нет. Все надежды рушит сама Флора, когда-то исхитрившаяся их подавать. Ее ненасытная жажда наживы лишила ее даже человеческого обращения с собственной дочерью и приемным сыном, которого просто отлично играет юный Иван Новоселов.

Во втором действии эти подросшие дети радуются жизни, ведь они влюблены друг в друга. Удивительные и прекрасные мелодии звучат из уст Моники (Александра Соколова) с надеждой на счастливое будущее с Тоби, который превратился в настоящего красавца, ее защитника (Николй Пасюк).

Исполнители ролей родителей – Ольга Щеглова, Константин Бржинский, Валентина Гофер – прекрасно вписались в эту страшную историю, и вокально и актерски передавая свои муки и надежды, порушенные злодейкой Флорой. Доведенная до последней черты своим безумием, она готова на самое страшное. Но режиссер спектакля Илья Ильин сделал из него нечто детективное, и в каждом представлении финал будет совершенно разным. Можно только догадываться, как могут развернуться события этого необычного сюжета. Впрочем, даже артисты узнают это только накануне показа. В «Геликоне» давно устраивают такие затеи!

Невозможно не отметить работу оркестра под управлением Валерия Кирьянова, которые исполняют выразительную музыку оперы в полном соответствии с перипетиями сюжета, находясь за таинственным занавесом. Действие происходит за столом на мощных вычурных ногах в виде сказочных грифонов, а венчает его светящийся шар и маска медузы Горгоны. Все это настраивает на волшебство, но в финале, увы,  заканчивается банальным криминалом. Как, по сути, и бывает в реальной жизни – жестокость, жажда власти и богатства, бездуховность ничем хорошим закончиться не могут.

Ирина Шведова.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Добавить комментарий