Китайский автопром уверенно проводит экспансию на российском рынке. При этом несмотря на прошлогодний скачок цен на автомобили китайских производителей, в ближайшие месяцы их стоимость может еще подрасти – минимум на 10%. Есть ли сегодня в России альтернатива китайским автомобилям? Стоит ли поторопиться купить машину сейчас или прогнозы аналитиков могут не сбыться? Что сейчас происходит на российском авторынке? Выясняем вместе с экспертами.

Еще в октябре 2022 года, согласно данным агентства «Автостат», доля отечественных машин на российском рынке составляла 40%, а китайских – немногим более 30%, но уже в декабре ситуация поменялась, и китайские машины стали лидерами продаж, завоевав 34,8% рынка, тогда как продукция российского автопрома опустилась на второе место с 34,5%. И эта тенденция может продолжиться. Как заявил недавно на заседании Совфеда президент АвтоВАЗа Максим Соколов, доля китайских автомобилей на российском рынке может вырасти до 40%.
При этом растут и цены на китайские автомобили – только за прошлый год стоимость некоторых моделей возросла на 75%. Но покупателей это не останавливает. По мнению экспертов, такое положение вещей создает предпосылки к дальнейшему повышению цен на китайскую продукцию.
Не исключает подобного развития событий и основатель онлайн-аукциона новых автомобилей CarClick.ru Сергей Пиголкин.
– Не исключено, что с обновлением моделей цены традиционно могут быть переписаны в сторону повышения, – считает он.
По мнению эксперта, альтернативой новым китайским автомобилям могут стать ввозимые из Казахстана и собранные там же кроссоверы брендов Kia, Hyundai и Chevrolet.
– К примеру, очень популярный у россиян Hyundai Tucson с полным приводом стоит у перегонщиков от 3,1 миллиона рублей. А при покупке самостоятельно в Казахстане можно уложиться в 2,8 миллиона рублей. Привозимые из ОАЭ Chevrolet Captiva стоят от 2,5 миллиона рублей, Kia Soul – от 2,4 миллиона рублей, – рассказал Сергей Пиголкин. – Если позволяет бюджет, то от 3,5 миллиона рублей доступны привезенные по параллельному импорту Mitsubishi Pajero и Montero Sport, Subaru XV и Forester, Toyota RAV4, Kia Sportage. Только не стоит забывать, что на данные автомобили не распространяется гарантия.
Также эксперт считает, что альтернативой китайским автомобилям являются… другие китайские автомобили.
– Это касается и как постоянно выходящих на наш рынок новых брендов, которые уже начинают друг с другом конкурировать за покупателя, так и ввозимых из Казахстана и Китая. Ведь ни для кого ни секрет, что ряд моделей в соседнем Казахстане стоит дешевле, чем у нас. Но эта выгода со снижением курса рубля тает каждый день, и если раньше разница доходила до миллиона рублей, то сейчас вряд ли будет более 300 тысяч, – отмечает он.
Свою точку зрения «Московской правде» высказал и руководитель отдела по работе с импортерами компании «Газпромбанк Автолизинг» Александр Корнев. По его мнению, если китайские автомобили и поднимутся в цене, то не сильно.
– Импортеры из Китая заинтересованы в наращивании объемов продаж на российском рынке. Сейчас лучшее время для запуска новых марок, которые смогут занять освободившиеся после ухода из России крупных импортеров ниши, и мы видим, что автопроизводители из КНР не упускают эту возможность – в числе ожидаемых новинок 2023 года в том числе и автомобили премиального сегмента. Учитывая эти факторы, резкого скачка цен на автомобили китайских марок ожидать не стоит. Значительное повышение цен неизбежно приведет к сокращению объемов продаж, а это китайским производителям невыгодно, – рассказал эксперт. – Очевидно, что новые премиальные марки, такие как Tank, будут стоить дороже, но уже ставшие привычными для российских покупателей модели Haval, Chery и Geely не будут скачкообразно расти в цене.
Альтернативой новым китайским автомобилям Александр Корнев считает машины европейского, американского, японского или корейского производства, но с пробегом.
– Другие рынки пока не готовы обеспечить объемы, которые смогут в полной мере удовлетворить спрос российских потребителей, поэтому откладывать покупку в ожидании более привлекательных по цене и качеству новинок-«не китайцев» не стоит, – отметил он.
А вот эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» уверены, что на сегодняшний день аналогов китайским автомобилям по соотношению цены и качества нет, по крайней мере в сегменте внедорожников.
– Европейские кроссоверы, которые остались в наличии у дилеров или привезены в РФ по параллельному импорту, стоят гораздо дороже. При этом ряд китайских автомобилей в 2023 году стал дешевле, чем в конце 2022 года. Так, стоимость Haval F7 и Haval Jolion снизилась на 50 000 и 100 000 рублей соответственно, – рассказали в пресс-службе компании. – В условиях отсутствия конкуренции ожидать дальнейшего снижения стоимости новых китайских автомобилей не стоит – с учетом логистических расходов и таможенных пошлин их импорт в Россию становится дороже.
В основном соглашается с этим мнением и автоэксперт Владислав Золов. Впрочем, по его словам, есть и модели других производителей, на которые можно обратить внимание. В их числе и электромобили.
– Если не брать в учет «Ладу», то мы имеем до неприличия скромный список официально представленных в России игроков, готовых бросить перчатку брендам из Поднебесной: это наши «Москвич», Evolute. Впрочем, слово «наши» используем с оговоркой, учитывая их происхождение, – уточняет эксперт. – Еще есть автомобили из Ирана — речь про Iran Khodro. В интернете объявления о продаже новых «иранцев» всплывают всё чаще. Однако речь идет пока о единичных продажах. Официально у нас в стране эти автомобили пока не продают. Были разговоры про март 2023-го как дату их официального захода к нам в страну. Но мало ли кто что говорит. К тому же большой вопрос, что там будет по качеству. Судя по всему, они делают ставку на модель Tara применительно к российскому рынку. На бумаге у нее проверенная временем французская платформа вкупе с атмосферным бензиновым мотором и «автоматом». То есть никаких турбодвигателей и вариаторов с «роботами» — в сравнении с «китайцами». Это подкупает. Что касается культуры сборки, тут не столь радужно. Например, представленный на Международной выставке запасных частей и автокомпонентов (MIMS-2022) в Москве экземпляр Tara собран был, мягко говоря, далеко не идеально.
Что касается цен, то, по мнению Владислава Золова, Iran Khodro будут стоить от 1,5 миллиона рублей. Кроме того, в марте должны выйти на рынок относительно недорогие автомобили нового китайского бренда Kaiyi, собранные в Калининграде. При этом седан Kaiyi E5 в более-менее нормальной комплектации по прикидкам может стоить 1,6 – 2 миллиона рублей. И это на сегодняшний день практически самые доступные варианты.
В целом же ситуация на российском авторынке пока такова, что борьба за лидерство, судя по всему, так и будет вестись между российскими и китайскими брендами. И в данном случае конкуренция если и будет влиять на рост стоимости автомобилей, то в гораздо меньшей степени, чем логистика и курс национальной валюты.
Алёна Бодриенко.
Фото Сергея Киселёва / агентство «Москва»
Нужно развивать наш автопром чтобы была конкуренция и снижение цен. Только так можно стабилизировать рынок.
Мне кажется, наши уже давно научились производить отличные автомобили. И запчасти и обслуживание на них значительно дешевле импортных.
Сейчас вариантов вообще нет. Либо наш, либо китайский, либо из Японии праворульные. Они вообще вторую жизнь получили, так как недорого и год свежий. За миллион 2018 года машину взять можно.
Говоря об альтернативе, сложно упоминать автомобили российского производства, так как вся “начинка” производится за границей. Нужно налаживать не только сборку, но и производство запчастей, двигателей, расходников. В противном случае так и будем все закупать, только уже не в Европе, а в Китае.
В принципе все можно найти, было бы желание. Китайские автомобили неплохие, покупал недавно.