В гараже ГОН на ВДНХ открылся уникальный масштабный проект «Первые моторы России», посвященный началу русского автомобилизма. Необычная выставка, а точнее, масштабная историческая реконструкция задумана как атмосферное событие, призванное не просто перенести современника в 1913 год, а рассказать о первых страницах истории русского автомобилизма, зарождении технической культуры, творчества, инженерной школы.
В основе выставки – экспонаты автомобильной и мотоциклетной коллекций Политехнического музея дореволюционного периода.
Напомним, что первый «самодвижущийся экипаж» прибыл в Россию из-за границы в 1894 году, и, естественно, «моторов» было крайне мало. Однако на рубеже XIX и XX веков наша страна отнюдь не отставала от зарубежных держав в темпах внедрения автомобилей. Так, уже к началу XX века автопарк императорской России превышал 12 тысяч машин. Самая богатая коллекция была у императора.
1913 год стал последним мирным и самым продуктивным годом в истории Российской империи, наивысшей точкой развития России и самых значительных технических и культурных достижений. Абсолютным прорывом стала IV Международная автомобильная выставка, устроенная в мае 1913 года в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге и входившая в список мероприятий, посвященных празднованию 300-летия дома Романовых. Декорирование пространства и расстановка экспонатов современной выставки на ВДНХ – в полном соответствии с сохранившимися историческими документами и фотографиями. Цветочные гирлянды и вазы, широкие пестрые ленты, пальмы в кадках, круглые потолочные плафоны, украшенные венками, стенды с интересной познавательной информацией – все, как видели посетители в далеком 1913-м… Зрителям даже представлена диорама в масштабе 1:43, посвященная посещению выставки императором Николаем II.
Не случайно сам император посетил ее – там было на что посмотреть! Вместе с именитыми зарубежными марками были представлены и отечественные производители машин, кузовов, деталей, шин и всего, что только может сопутствовать автомобилю, выставка подвела итог всего довоенного и дореволюционного отечественного автомобилизма. В стране в те годы стали появляться школы шоферов и авторемонтные мастерские, ставшие центрами инженерной мысли и технической культуры. Одной из самых известных была школа шоферов Собственного Его Императорского Величества гаража, образованная в 1907 году. В мастерских при гараже под руководством талантливого инженера и изобретателя, личного шофера императора Адольфа Кегресса было разработано, произведено и запатентовано множество технических новинок. В Россию завозились не только автомобили всех известных на тот момент марок, но и шасси, на которых уже на территории империи осуществлялась окончательная сборка. Производили у нас и собственные машины. Известны отечественные автофирмы Яковлева, Лесснера, Лейтнера, Дукса и др. Русско-балтийский вагонный завод выпускал знаменитые «Руссо-Балты», Русский автомобильный завод Ивана Пузырёва в Санкт-Петербурге производил машины под именем своего основателя. Илья Сорокин, куратор выставки, рассказал: «На выставках очень часто показывались шасси без кузова и без мотора. Владелец заказывал определенное шасси, выбирал тип мотора, которое на него поставит, а в отдельном ателье выбирал красели, то есть кузов».
В основе современной выставки – экспонаты автомобильной и мотоциклетной коллекций Политехнического музея дореволюционного периода. Гордость выставки — отечественный «Руссо-Балт» — единственный сохранившийся легковой автомобиль этой марки в мире, сделанный в Российской империи в 1910 – 1911 годах. Не самая мощная машина — всего 20 лошадиных сил. Из особенностей — руль справа, так как в начале ХХ века единого стандарта не было, каждый производитель выбирал сам. Всего на заводе в Риге было выпущено около 150 машин, а сохранился лишь один экземпляр. Среди других редкостей – уникальные британский сайкл-кар «Эй-Си» и французский «Бэй-Би», который купили в 1913 году специально для цесаревича Алексея. Диковинные транспортные средства представлены трехколесным немецким «Феномобилем», а также французским «Де Дион-Бутон», в котором пассажиры сидят перед водителем и лицом к нему. Британский электромобиль «Сити энд Сабурбан» был изготовлен для российской императрицы Марии Фёдоровны.
Максим Карташев, старший научный сотрудник Политехнического музея, рассказал: «До начала движения человек садился за руль, который имеет вид рычага, его называли «бычий хвост». Специалист проверял, чтобы машина стояла на нейтральной передаче, брал ключ, вставлял его в гнездо. Цепь машины замыкалась, после этого человек включал первую передачу, а машина начинала движение на первой передаче».
Культура вождения в начале ХХ века тоже сильно отличалась от современной. Например, ремни безопасности были совсем не обязательны, а чтобы пассажиры не скользили по салону, производители нашли другой способ. Никита Розанов, завкафедрой «Дизайн средств транспорта» МГХПА имени Строганова, объяснил: «Кто-то догадался салон обивать кожей настоящей с ноги страуса, она такая бородавчатая. И эти бородавочки исполняли роль тормоза, чтоб не вылететь».
Собрание в одном месте уникальных автомобилей и мотоциклов стало доброй традицией Музея Гаража особого назначения, позволяющей поклонникам истории автомобиля непосредственно своими глазами увидеть уникальные раритеты прошлого и ощутить волнующую атмосферу начала XX века, когда автомобиль был чудом и волшебством.
Михаил Ковалёв.
Фото автора