Об этом в ходе пресс-конференции в НСН сообщил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артём Кирьянов.

По его словам, по официальным оценкам Минстроя РФ, сейчас отрасли не хватает 171 тысячи человек, плюс около 90 тысяч не хватает в сфере ЖКХ:
«По оценкам экспертов, эту цифру следует умножить на два. То есть реально на российском рынке труда не хватает около полумиллиона рабочих рук. Сейчас эти полмиллиона рабочих невозможно взять в субъектах РФ. <…> Поэтому амнистия для тех трудовых мигрантов, которые не совершили на территории РФ каких-то уголовных преступлений, а были выдворены по административным причинам (например, из-за нескольких штрафов за нарушение ПДД) и им был запрещен въезд в РФ, вполне возможна».
Конечно, по словам депутата, нехватка рабочих рук – это в первую очередь проблема таких мегаполисов, как Москва:
«Сейчас доля мигрантов на разных объектах столицы составляет от 20% до 60%. С 2016 года количество иностранной рабочей силы снизилось более чем в 2 раза. По поручению мэра Москвы столичный стройкомплекс с 2021 года работает над программой постепенного замещения мигрантов специалистами российского происхождения. Они могут быть не москвичами, но хотя бы с нашим российским паспортом. Но эта работа по замещению не может быть проведена сиюминутно. Такой цикл с обучением и привлечением специалистов займет несколько лет».
По словам Артёма Кирьянова, проблема с дефицитом кадров обострилась во время пандемии:
«Тогда был пересмотрен режим перемещения через границу, и соответственно в феврале 2022 года, по данным Национального объединения строителей, отрасли по всей России не хватало порядка 1,5 — 2 млн иностранных трудовых мигрантов. При этом сейчас, по данным Министерства строительства и ЖКХ РФ, мы видим дефицит, который определяется примерно в 260 тыс. человек (171 тыс. в строительстве и 90 тыс. в ЖКХ. — С. И.). Но вопрос заключается в том, что делать с этим дефицитом прямо сейчас».
Если эту проблему не решить в ближайшее время, то, как подчеркнул Артём Кирьянов, российский стройкомплекс может начать снижать темпы развития, которые являются залогом роста всей экономики:
«Ведь стройкомплекс – это не только те люди, которые непосредственно заняты на стройке, и не только те деньги, которые непосредственно инвестируются в строительство. Наверное, на каждый рубль, потраченный на строительство, еще два – это то, что обеспечивает стройку. Наверное, на каждого человека, который непосредственно вовлечен в строительство, приходится еще 5 — 7 из смежных отраслей, которые и обеспечивают эту стройку. Особенно это актуально в ситуации сегодняшнего импортозамещения, в ситуации, когда мы стремимся к технологическому суверенитету».
По мнению еще одного участника пресс-конференции — президента Федерации мигрантов России Вадима Коженова, предложение о проведении амнистии депортированных мигрантов, скорее всего, основной частью коренного населения будет воспринято «в штыки»:
«К сожалению, это так. Мне очень приятно, что на уровне Госдумы сейчас эта амнистия обсуждается, так как, по моему мнению, это хорошо и правильно. У нас в России уже есть достаточно большой опыт амнистий: напомню, первая была в 2017 году. Тогда амнистировали около 100 тыс. граждан Таджикистана и большое количество граждан Молдовы. Далее в разные годы у нас был еще ряд амнистий, но я бы назвал их неполноценными. Они касались только тех людей, кому уже вынесен запрет на въезд в РФ, и этот запрет прощался, амнистировался. На пике этих «запретников» было более 1 млн человек, потом в разные годы сколько-то амнистировались, но всё равно десятками тысяч в год список «запретников» исправно пополняется, потому что законодательство очень несовершенно. Единственная амнистия, которую я бы назвал настоящей, была проведена с 15 июля по 30 сентября 2021 года. Она касалась тех, кто находился здесь; тех, кто когда-то приехал в РФ, потом потерял легальный статус, так как не смог по тем или иным причинам продлить регистрацию. Эти люди годами жили на нелегальном положении, и, когда в 2021 году наконец-то объявили эту амнистию, из «тени» удалось достать около 1 млн человек. После этой амнистии мы сразу увидели рост числа оформленных патентов, рост НДФЛ, то есть всех позитивных для государства моментов, о которых мы постоянно говорим. Поэтому если действительно будет вестись разговор об очередной амнистии, я считаю, что в первую очередь надо помогать тем, кто уже находится здесь».
При этом, как подчеркнул Вадим Коженов, нельзя, чтобы эти амнистии проводились постоянно, иначе люди будут думать, что, несмотря на нарушения, их все равно скоро простят. По его мнению, всех нелегалов нужно вывести из тени, дать им возможность жить и работать нормально, реформировать работу несовершенной на сегодняшний день системы миграционного учета и после этого уже быть максимально строгими к нарушителям закона.
Сергей Ишков.
Фото КГХ
Добрый вечер. Отрегулировать, конечно, важно этот вопрос. Но когда внутри этих диаспор наведут порядок правоохранительные органы? Не секрет, что мигранты привезли с собой этническую преступность.
К сожалению из местного населения везде мало кто хочет идти в рабочие профессии, отсюда и миграционные проблемы, но это общемировая проблема, особенно в европейских странах.
А может вложить средства в автоматизацию процессов? Это лучше, чем опять наводнить всё и вся мигрантами, которые были депортированы не просто так а за различные нарушения.