Так накануне премьеры говорила режиссер спектакля «Без галош элегантнее» Тереза Дурова.
А что же там есть? Много музыки, уникальные стихи, эксклюзивный джаз, невероятные костюмы, потрясающие актерские работы, дух и время начала прошлого века и… отсутствие героя как такового.
«Маяковский – гений, который гениально прожил свою короткую, очень насыщенную жизнь. Он жил в то время, когда «мир вывихнул сустав», говоря словами Шекспира. А появись он сегодня, то был бы очень известным блогером. Это был человек с очень хорошим природным вкусом, который изначально родился лидером, трибуном. Кровь у него такая. Внутреннее состояние плюс грузинское детство. У него было природное ощущение стиля», – рассказывала Тереза Дурова о работе над спектаклем одной из моих коллег.
«Без галош элегантнее» – эта строчка из рекламного текста Владимира Маяковского и стала названием постановки в Театре Терезы Дуровой. Не банальное прочтение биографии великого поэта представили режиссер спектакля и творческий коллектив постановки. В их интерпретации Маяковский модник, брутальный поэт, многоуровневый любовник, который своими невероятными рифмами сводил с ума не только революционных барышень.
В канун 130-й годовщины со дня рождения «революционного» поэта Маяковского на сцене Театра Дуровой соорудили модную мастерскую, где кроят и шьют пиджаки, платья и брюки, которые впоследствии станут «наглядным пособием» эпохи. Именно Маяковский в поэтическом смысле и творил ту самую эпоху.
Актеры постановки, одетые по моде (художник Виктория Севрюкова) начала прошлого века (пиджаки с яркими жилетами, брюки со стрелками, шляпы с широкими полями) спорят о том самом поэте, которого нет на сцене. И все это под невероятно красивую и созвучную времени музыку (композитор Сергей Кондратьев), да еще и совместно с инструментальным джазом в исполнении секстета театра.
Давид Бурлюк в красном цилиндре с моноклем в глазу читает стихи (их в постановке 30), так же как и его партнеры по сцене – Лифщиц, Хлебников, Крученых, но без Есенина. Все эти футуристы периодически «выходят» из своих персонажей, чтобы стать одним из пяти Маяковских. Именно столько (лиричный, эксцентричный, пластичный, наглец, обидчик) их в спектакле по замыслу режиссера Терезы Дуровой.
«Без галош элегантнее – это ложь! Вся элегантность от наших галош» – эти и другие строки поэта Маяковского актеры Руфат Акчурин, Сергей Батов, Михаил Бубер, Павел Повалихин и Георгий Шабанов презентуют зрителю эмоционально, театрально, эксцентрично и остроумно.
В финале постановки один из Маяковских читает фрагмент из «Облака в штанах», обращаясь к Богу – это и есть самая неожиданная и обсуждаемая (потом – в кулуарах и рецензорами) сцена спектакля.
Ну а Дурова не была бы Терезой Ганнибаловной, если бы не закольцевала все философски – Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: «Что такое хорошо? А что такое плохо?» – зал подхватил знакомые с детства строчи и буквально «утопил» артистов в овациях.
«Захватывающее путешествие в стиле джаз по миру моды и чувственной поэзии» – так спектакль «Без галош элегантнее» характеризует режиссер Тереза Дурова. И у коллектива постановки это путешествие получилось как минимум не банальным, а как максимум – музыкально-поэтическим шедевром.
Светлана Юрьева.
Фото Сергея Виноградова