Государственная Дума приняла 22 марта закон о полном государственном финансировании производства и проката национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества.
Документ под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» внесла группа депутатов разных фракций во главе с председателем комитета по культуре Еленой Ямпольской. Вводится понятие «фильм для детей и юношества». Имеются в виду фильмы, которые предназначены для просмотра детьми в возрасте до 18 лет, направлены на воспитание подрастающего поколения, созданы на основе сценария и соответствуют по тематике, содержанию и художественно-стилистическому решению физическому, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
Решение о государственном финансировании в размере 100% сметной стоимости производства фильмов будет принимать Министерство культуры.
Представила законопроект палате Елена Ямпольская.
«Еще раз могу только сказать спасибо главе государства, который поставил точку волевую в этих бесконечных спорах о том, что такое детское кино, семейное кино. Все мы прекрасно понимаем, как нам важно возродить наш славный отечественный кинематограф для детей», – сказала Ямпольская.
За время подготовки законопроекта ко второму чтению была отработана и формулировка, что же такое художественное (игровое) кино для детей, и внесено уточнение, что речь идет о стопроцентной сметной стоимости на момент заключения государственного контракта или соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, поскольку все-таки бюджет – это про план и контроль.
История законопроекта представляется странной и показательной, но она вполне типична. Если каждое решение будет приниматься с таким трудом и без окончательного устранения его противников, развитие страны будет фактически исключено. И все же определенный прогресс налицо. В прошлом обсуждали, куда пропадают дети России, сегодня на повестке кино для них.
Можно составить список того, что России запрещено производить на уровне международных правил. Если остановить производство невозможно, поддерживается высокая цена и другие меры неотступности. Список получится длинным – ЭВМ, в том числе персональные компьютеры и электронная компонентная база, приборы и расходные материалы для генетического анализа, гражданские самолеты, легковые автомобили, инновационные лекарственные препараты, жилье, рыба, меха, городской электрический транспорт, судовое оборудование и многое другое.
Относительно зарплаты в России неоправданно высокие цены на проезд, мобильную связь, продукты питания, алкоголь и табак. Качество управляемо низкое, так что аргументы о борьбе за здоровый образ жизни критики не выдерживают.
Принятый в боях с призраками закон о детско-юношеском кино направлен на решение проблемы, где закон не нужен и бесполезен без продолжения борьбы за его исполнение в ручном режиме.
Второй подход – любимая тема запретов и штрафов.
Например, принятая в первом чтении пара правительственных законопроектов с симметричными поправками в УК и КоАП под названиями «О внесении изменения в статью 2381 Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменения в статью 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Законопроекты направлены на уточнение формулировки статей двух кодексов. Действующие редакции УК и КоАП декриминализируют случаи ввоза и сбыта лекарственных препаратов, незарегистрированных в РФ, которые рекомендованы или одобрены Всемирной организацией здравоохранения. Однако ВОЗ не имеет перечней лекарств, а перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств не содержит конкретных наименований производителя или торговых названий. Данная ситуация ослабляет правоприменительную практику с пресечением ввоза недоброкачественных незарегистрированных в РФ лекарственных препаратов. Законопроекты исключают из кодексов ссылку на рекомендации ВОЗ.
Депутат фракции КПРФ Алексей Куринный выступил в своем традиционном жанре критики действий правительства.
«К большому сожалению, те разрешения индивидуальные, которые сегодня Минздрав выдает, они действуют практически только в отношении самого, скажем так, пациента, если он ввозит лекарственные препараты для себя, а когда это делают волонтеры разного рода, общественные организации, в этом случае возникает ответственность, причем не только, может возникнуть не только по 238.1, но и по 194-й статье УК, и по 226-й статье УК.
И регулярно эти лекарственные препараты конфискуются на таможне, происходит длительное разбирательство, привлечение к ответственности», – пояснил депутат Куринный.
Затем привел конкретный пример. Есть одна больная с фамилией на Д, страдает муковисцидозом. Федеральный консилиум ей выписывает препарат незарегистрированный, который в РФ не производится. Это трикафта или кафтрио. Региональный консилиум отменяет назначенный пациентке этот лекарственный препарат на том основании, что в инструкции по применению ее вариант муковисцидоза не входит. Больная тяжелая, ей ездить никуда нельзя. Везет другой человек. Ее останавливают на таможне и требуют предъявить документы на препарат. Стоит он 5 миллионов рублей на 3 месяца дозировка. Волонтер-перевозчик предъявляет разрешение на ввоз и решение федерального консилиума. Таможня не дает добро: как вы докажете, что вы не будете его сбывать дополнительно?
За ввоз предусмотрен штраф до ста тысяч, за сбыт – пять лет.
И только оговорка, что если этот препарат входит в рекомендуемый перечень ВОЗ, позволила избежать уголовной ответственности.
Теперь оговорки про ВОЗ не будет.
История с незарегистрированными в РФ лекарствами содержит универсальную конструкцию и напоминает простенькую комбинацию с детскими автомобильными креслами, когда за их отсутствие ввели ответственность вместо того, чтобы открыть их производство в России. Еще круче были истории с китайскими триммерами и люминесцентными лампочками. Для сбыта провели кампанию штрафования за некошеную траву и рекламы энергосбережения. Потом ртутные лампы оказались вредными, и их заменили на более дорогие светодиодные. Лампочками и травой достали всех. Муковисцидоз – редкое заболевание, но манипуляции с лекарствами напоминают танцы на костях. Не будь в стране двоевластия с международными правилами, можно было бы организовать производство инновационных лекарств в России, и стоимость была бы намного ниже. Могут, когда хотят. Смогли же быстро построить сорок фармацевтических заводов в порядке импортозамещения.
На фоне рваной национальной политики приятно удивляет законодательная активность Минюста. У этого министерства абсолютно логичный статс-секретарь – замминистра Андрей Логинов с многолетним опытом работы представителем правительства в Думе.
На пленарном заседании 22 марта Государственная Дума в итоге дискуссии приняла в первом чтении правительственный законопроект «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» о прекращении уголовного преследования по истечении установленного срока предварительного расследования по реабилитирующему основанию.
Согласно аннотации к законопроекту, предлагается установить предельные сроки допустимого продолжения уголовного преследования в случае истечения на досудебной стадии уголовного судопроизводства срока давности привлечения к уголовной ответственности, если подозреваемый или обвиняемый возражают против прекращения уголовного преследования по данному нереабилитирующему основанию. По истечении таких сроков уголовное преследование предлагается прекращать в связи с непричастностью лица к совершению преступления.
Также предусматривается запрет на задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, по которому истекли сроки давности уголовного преследования, и на применение мер пресечения к подозреваемому, обвиняемому в совершении такого преступления, за исключением случаев, если лицо подозревается или обвиняется в совершении преступления, наказуемого смертной казнью или пожизненным лишением свободы.
Законопроектом установлены предельные сроки расследования после истечения давности уголовного преследования. Для тяжкого, особо тяжкого преступления такой срок составит один год, для преступлений средней тяжести – три месяца, небольшой тяжести – два.
По словам докладчика Логинова, ежегодно шесть-восемь тысяч человек отпускают с признанием вины, потому что следователь не смог собрать доказательств вины и вынудил согласиться на освобождение по нереабилитирующим обстоятельствам истечения срока давности.
«У нас в 2020 году таких было… дали согласие 6 тысяч 600, в 2021-м – 6 тысяч 700, в 2022-м – 8 тысяч 500. То есть я абсолютно уверен, не без давления следствия. Человеку сказали: соглашайся, ты у нас будешь как бы в сильном подозрении оставлен (это цитата из уголовного законодательства царской империи, Российской империи), ты у нас будешь оставлен в сильном подозрении, и это, конечно же, будет для тебя значок. Ты будешь уже неполноценным человеком, потому как ты… дело в отношении тебя было прекращено по нереабилитирующим обстоятельствам, хотя налицо может быть недоработка следствия и скорее всего недоработка следствия», – пояснил Логинов.
Еще один принятый в первом чтении законопроект с позитивным замыслом под названием «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и статью 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Он направлен на запрет использования медицинской документации, составленной при незаконной госпитализации в порядке недобровольной психиатрической помощи.
Член комитета по охране здоровья Михаил Кизеев пояснил: «На сегодняшний день действующее правовое регулирование не предусматривает необходимых для защиты прав граждан особенностей ведения, учета и хранения медицинской документации при госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в недобровольном порядке после признания судом незаконным.
Законопроектом запрещается использовать медицинскую документацию, оформленную при незаконной госпитализации для оценки психического состояния лица и выдачи заключений, справок, а также предусматривает обязательное отражение в медицинской документации информации о незаконной госпитализации в психиатрическую больницу».
Основным вопросом пленарного заседания Государственной Думы 22 марта можно считать заявление «О геноциде народов Советского Союза Германией и ее пособниками в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В тексте заявления, в частности, говорится:
«Государственная Дума, принимая во внимание положения Устава Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года, Устава и приговора Нюрнбергского трибунала, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года, Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года, признает преступные деяния немецко-фашистских захватчиков и их пособников в отношении мирного населения СССР геноцидом народов Советского Союза.
Особенно цинично выглядят попытки сегодняшних властей Германии продвигать ложный тезис о якобы совместной ответственности и тождественности гитлеровской Германии и СССР, а также стремление переложить на нашу страну вину Германии за развязывание самого масштабного и кровавого конфликта в новейшей истории человечества. Одним из наглядных примеров этого является принятие Бундестагом 30 ноября 2022 года антиисторического русофобского акта – резолюции о признании массового голода на территории Украинской ССР в 1932 и 1933 годах «геноцидом украинского народа». Любые аргументы о неизбирательности этой трагедии, произошедшей не только на Украине, но и на значительных территориях Поволжья и Казахстана, отвергаются в угоду политической конъюнктуре.
При этом власти Германии цинично уклоняются от любых шагов по увековечиванию памяти миллионов мирных советских граждан, ставших жертвами ее «тотальной войны» на Восточном фронте, и последовательно отказываются от осуществления компенсационных выплат жителям блокадного Ленинграда».
Обсуждение было долгим и превратилось в соревнование эрудитов. Все выступающие недовольные критики были правы в частностях, не увидев за деревьями леса. Некоторые невнимательно прочитали название документа, не поняли его смысл и адрес. Текст составили с прицелом перевода на иностранные языки, поэтому некоторые слова в русском варианте кажутся неадекватными. Не случайно вопрос поставили вторым в повестке после ее утверждения, чтобы быстро разослать в парламенты стран мира.
По словам председателя комитета по обороне Андрея Картаполова, «мы должны заставить их признать геноцид тогда. Вот если мы создадим прецедент и заставим, мы потом заставим их признать геноцид и сейчас. А если мы всё это будем в кучу собирать, коллеги, ну мы вместе с мутной водой ребенка выплеснем из документа и всё».
Председатель комитета по международным делам Леонид Слуцкий сказал: «События того времени смягчаются, преступления гитлеровского режима некоторым образом уходят на второй и дальний эшелон, и открывая учебники истории для средней и высшей школы, сегодняшние молодые люди видят совсем другой историю событий того времени. Именно поэтому ведущие историки обратились к нам с необходимостью принятия на площадке Государственной Думы, международный авторитет которой неуклонно возрастает, наши заявления и обращения читают во всех странах мира, не везде соглашаются, но везде читают, по необходимости принятия такого документа».
Голодомор на Украине не обсуждался. Мне кажется, пора бы выработать по вопросам террора и роли Сталина государственную позицию. Пользоваться западными схемами истории России недопустимо.
Западу нужны обвинения России для отвлечения внимания от того, что делается сейчас, о чем массовая аудитория не имеет представления. А сходства с прошлым в подходах очень много.
Уничтожали советский народ, и в этом участвовала вся Европа, а на Западном фронте действовало Международное право войны. Но все же фашисты выделяли в отдельную категорию коммунистов, евреев, цыган и душевнобольных. Германия признала вину за Холокост евреев, так же, как и Швейцария еврейские деньги не по своей воле и вовсе не из раскаяния. В дискуссии вторгаются новые факты.
Практически сразу после капитуляции Германии США запустили программы – теневую по абсорбции фашистского опыта и публичную по взысканию компенсаций в пользу жертв фашизма для ослабления и подчинения Германии и Швейцарии. Сталин отказался от компенсаций. В России процесс выплат начался после распада СССР, руководила им Людмила Нарусова.
На мой взгляд, после многолетних покаяний и извинений перед агрессорами России будет очень сложно выползать из неадекватного образа.
Лев МОСКОВКИН.
Фото Ольги Давыдовой