16 апреля, в день Светлого Христова воскресенья, в кинотеатре «Октябрь» состоится премьера фильма Эдуарда Боякова «Русский крест». Наш кинообозреватель Елена Булова уже посмотрела картину и делится впечатлениями.
Интерес к этому необычному фильму подогревает то, что его создание благословил ныне здравствующий старец, схиархимандрит Илия (Ноздрин). И не просто благословил, а сам обратил внимание Эдуарда Боякова на материал, легший в основу картины, – поэму русского поэта Николая Мельникова. Поэт в сорок лет ушел из жизни, он был духовным чадом старца Илии.
Истинно духовных фильмов в российском кино не так много, так что сама тема наверняка заинтересует думающего зрителя.
Фильм завораживает тем, что от начала до конца имеет стихотворную форму русской былины. Повествование ведется четырехстопным хореем, которым писались древние духовные стихи, а позже хрестоматийные – пушкинский «Талисман», ершовский «Конёк-горбунок» и «Василий Тёркин» Твардовского.
Эдуард Бояков практически сразу определился с тем, как будет ставить картину, имеющую столь необычный формат. Девушка-сказительница в красном платье и легких белых кедах (Полина Чернышева) идет по снегу, ведет нас по закоулкам обычной русской деревеньки, затерянной в глубине России, и рассказывает историю. В какой-то момент героиня пропадает из поля зрения за раскидистым деревом, и зритель явственно слышит хлопанье крыльев – тонкий намек на внеземное происхождение образа.
Рассказывает девушка историю бывшего колхозника, ныне инвалида-сторожа. Ивана Ростка, в котором угадываются черты целого поколения русских людей, оказавшихся за бортом жизни после развала СССР. Людей растерянных и дезориентированных, оторванных от корней катаклизмами истории. Вынужденных среди обломков советской идеологии искать ростки новых ценностей, которые не могут не быть вечными.
Колхозника Ивана Ростка играет Михаил Пореченков. Образ, который артист создает, глубоко архетипичен. Он вызывает у зрителя сопереживание и подвигает к серьезной внутренней работе, подталкивая к поиску ответа на вопрос: «Для чего нам даны испытания сегодняшнего дня?»
Эдуард Бояков пытается в картине показать путь возрождения страны, то, как он это видит, и как, будучи православным человеком, понимает.
На эту задачу работают и хроникальные кадры событий осени 1993 года, и компьютерные решения – появление в воспаленном мозгу Ростка, находящегося в очередном запое, гигантского змея и разящей его фигуры Георгия Победоносца. Работает на задачу и сама основательность Михаила Пореченкова – актерская и человеческая. Пореченков немало времени своей жизни провел в Оптиной пустыни и имеет собственный духовный опыт, что важно в данном случае.
Фильм «Русский крест» всей своей болью обращен в день сегодняшний. Это глобальная история. Она – о покаянии и духовном возрождении человека, достигшего предела в своем падении.
Нищий, изувеченный Росток берется восстановить разрушенный в советское время деревенский храм. Взвалив крест себе на плечи, он бредет по дороге жизни, и люди, поверив земляку, разворачиваются от внешней неустроенности и бесхозности в сторону неустроенности и бесхозности собственной души, которая требует немедленного внимания и помощи.
– Моя роль простая и сложная одновременно, – комментирует Михаил Пореченков. – В Иване Ростке на первый взгляд мало героического. В то же время его история – простого человека, прозревшего путь к духовному возрождению и сумевшего повести за собой людей, «собрать народ в Народ».
Со следующего понедельника фильм можно будет увидеть в кинотеатрах страны.
Елена Булова.
На фото кадры из фильма, предоставленные пиар-службой проекта
Судя по описанию фильма, картина будет очень достойная и интересная. Планирую его посмотреть.