20 апреля 1933 года по инициативе Максима Горького «Журнально-газетное объединение» приступило к выпуску серии «Жизнь замечательных людей». Первой книгой стала работа, посвященная Генриху Гейне.
«Жизнь замечательных людей» – серия художественно-биографических книг, рассчитанных на массовую аудиторию. Впервые «жэзээлка» выпускалась в 1890 – 1900 годах издательством Флорентия Фёдоровича Павленкова. Ему было выдано цензурное разрешение на выпуск первой серии книг, которая уже тогда получила короткое название «ЖЗЛ». Всего вышло 200 биографий. После кончины Павленкова серия была завершена его душеприказчиком. После 1900 года до 1924 года выходили перепечатки биографий.
Биографии замечательных людей – небольшие по объему, – были очень популярны. По замыслу Флорентия Павленкова, «ЖЗЛ» должна была «знакомить читателей с выдающимися деятелями прошлых эпох». Это были своего рода научно-популярные очерки, отличавшиеся высоким качеством текста, зачастую не лишенного художественности, емкие по содержанию и стоившие всего 25 копеек. Среди авторов биографий были выдающийся русский философ Владимир Соловьев, поэт Николай Минский, литературный критик и историк русской литературы Александр Скабичевский.
Слово «замечательный», использованное в названии биографической серии, означало в исконном смысле «стоящий замечания, внимания, примечательный, необычайный или удивительный». Первая биография, опубликованная Павленковым, была посвящена римо-католическому святому, основателю ордена иезуитов, видному деятелю контрреформации Игнатию Лойоле, а наиболее популярными стали очерки А. Скабичевского о Пушкине и Лермонтове.
Максим Горький попытался возродить «жэзээлку», продолжить павленковскую серию еще в 1916 году на базе собственного издательства «Парус». Он составил новый план библиотеки-серии, включающий почти 300 названий, однако проект не удалось реализовать из-за революционной обстановки.
В 1921 году независимо от Горького издательство М. и С. Сабашниковых начало выпускать серию «Исторические портреты», в 1922 году кооперативное издательство «Колос» выпускало «Биографическую библиотеку», в 1923 году издательство «Брокгауз – Ефрон» открыло серию «Образы человечества». В 1925 году серию «Биографическая библиотека» основал Госиздат, а в 1928 году серию «Жизнь замечательных людей» взялся издавать «Московский рабочий». Но ни в одной из серий количество изданных книг не превысило полутора десятков.
В начале 1930-х годов Максим Горький сумел реализовать свой первоначальный замысел на базе «Журнально-газетного объединения», которым руководил Михаил Кольцов. Горький создал новый формат биографий, героями которых были всемирно известные деятели науки и искусства, а также революционеры. Алексей Максимович стремился привлечь к участию в создании универсальной серии биографий лучших писателей или специалистов с писательским даром, авторитетных ученых, общественных деятелей. Он говорил, что о «замечательных» должны писать «замечательные». Планы были грандиозные. Например, Ромен Роллан должен был написать о Сократе и Бетховене, Фритьоф Нансен — о Колумбе, Иван Бунин — о Сервантесе, Анатолий Луначарский — о Фрэнсисе Бэконе, Климент Тимирязев — о Чарлзе Дарвине, Герберт Уэллс — об Эдисоне, Борис Томашевский — о Пушкине…
Флорентий Павленков тщательно подбирал героев для своих книг, обращая особое внимание на значимость и роль, которую сыграла данная личность в истории общества. Жанровый формат серии определялся просветительскими задачами: популярный биографический очерк, акцентированный на великих деяниях человека, оставившего свой след в истории мировой цивилизации. Максим Горький учитывал опыт Павленкова, заложенный им формат носил четко выраженный культуртрегерский и идеологический характер.
Издание биографических книг было поставлено на службу воспитания новых поколений. Несмотря на дидактический характер серии, понятие «замечательный» начало меняться в живом словоупотреблении, сближаясь со словами «выдающийся» и даже «великий».
Первой вышла в свет биография Генриха Гейне авторства Александра Дейча. Затем последовали биографии Михаила Щепкина, Рудольфа Дизеля, Дмитрия Менделеева, Генриха Песталоцци, Ивана Сеченова, Жорж Санд.
Горький был настроен максималистски, рукописи «замечательных» о «замечательных» не всегда его устраивали. Например, в 1933 году Алексей Максимович отверг биографию Мольера, написанную Михаилом Булгаковым, за «немарксистский подход» и «излишнее выпячивание личного отношения к предмету»; книга вышла в серии «ЖЗЛ» лишь в 1962 году.
Максим Горький курировал проект до самой своей кончины. После расформирования «Жургаза» в 1938 году серия перешла в ведение издательства «Молодая гвардия». Первая «молодогвардейская» книга серии — «Суворов» К. Осипова.
В издательстве «Молодая гвардия» была создана общественная редколлегия «ЖЗЛ», в которой работали академики В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, А. Е. Ферсман, профессора Ю. Н. Тынянов и П. Ф. Юдин, писатели А. А. Фадеев и А. Н. Толстой.
Перейдя в ведение «Молодой гвардии», серия значительно увеличила свои тиражи и влияние на читающую публику. Именно в «молодогвардейскую» эпоху были сформулированы основные принципы серии: научная достоверность, высокий литературный уровень и занимательность.
Издание серии «ЖЗЛ» не прерывалось даже в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году биографическая серия стала выходить под названием «Великие люди русского народа», с 1944 по 1945 год серия называлась «Великие русские люди». А после войны серии вернули старое наименование «Жизнь замечательных людей».
Публикация в серии была для автора знаком признания его высокого общественного и профессионального статуса. В разные годы «Молодая гвардия» привлекала к написанию биографий Сергея Дурылина, Константина Паустовского, Мариэтту Шагинян, Корнея Чуковского, Юрия Лотмана, Алексея Лосева, Натана Эйдельмана и других. Бывало и так: авторы биографий в свою очередь становились героями новых книг в серии «ЖЗЛ».
В 2001 году вышел тысячный выпуск серии «ЖЗЛ». На фронтисписе появилась надпись: «Серия биографий. Основана в 1890 году Ф. Павленковым и продолжена в 1933 году М. Горьким».
На протяжении многих лет книги серии «ЖЗЛ» вызывали большой ажиотаж в читательской и академической среде, бывало, что их критиковали за необъективность и предвзятость.
Русский писатель и публицист, доктор филологических наук Алексей Варламов обозначал жанр биографий «ЖЗЛ» горьковского периода как «книга-памятник». На современном этапе издательской серии «ЖЗЛ», осуществляемой с 1990-х годов, единая стратегия отсутствует: серия продолжает исполнять просветительскую, культуртрегерскую функции, однако интрига рассказа может строиться на сюжете разоблачения, разгадке тайны, неопределенность формата обеспечивает больший простор для творческого и научного экспериментирования.
Сергей Ишков.
Фото ozon.ru