24 апреля 1880 года скончался поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе Иван Захарович Суриков, автор хрестоматийного стихотворения «Вот моя деревня». Другое его стихотворение, «В степи», в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом».

Стихотворение Сурикова «Детство», наверное, знал каждый советский школьник: «Вот моя деревня: вот мой родной; вот качусь я в санках по горе крутой». Стихи Ивана Сурикова печатались в хрестоматиях и сборниках для детского и школьного чтения. В начале революции небольшой брошюркой были изданы избранные стихотворения и песни поэта. Как вспоминает поэт, педагог, общественный деятель Григорий Деев-Хомяковский, группа писателей и издателей навещала Владимира Ленина в 1919 году в Горках во время болезни. В числе намеченных к выпуску книжек была показана Ильичу книжка стихотворений Сурикова, которую он раскрыл на стихотворении «Детство». «Нашим поэтам нужно бы научиться так писать о детях и для детей», — сказал Ленин по поводу этих стихов Ивана Захаровича.
Иван Суриков появился на свет 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии. Его деревенское детство было недолгим: уже в 8 лет их с матерью забрал в Москву отец, работавший в столице приказчиком в овощных погребах, а с 1849 года открывший свою овощную торговлю.
Суриков не получил никакого школьного образования. Для овладения грамотой и счетом отец отдал мальчика на обучение двум сестрам-начетчицам из разорившейся купеческой семьи.
За два года Иван не только научился у них грамоте, но и пристрастился к чтению стихов. Помогая отцу в лавке, урывками, по вечерам и воскресеньям, он продолжал, невзирая на окрики и побои отца, знакомиться со стихотворениями Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Шевченко, Некрасова, Никитина, Майкова и других.
Особенно сильное впечатление произвела на Сурикова поэзия Кольцова: Иван находил много общего в своей личной судьбе с переживаниями и условиями жизни этого поэта.
Во второй половине 1850-х Суриков начал писать собственные стихи. К 1857 году у него образовалась объемистая тетрадь стихотворений, которые он решает при содействии своих друзей, одобрявших его поэтические опыты, показать издателю К. Т. Солдатенкову. Тот направил молодого поэта с запиской к «московской знаменитости», не названной в биографических источниках полным именем, а лишь начальной буквой «К». «Знаменитость», бегло просмотрев тетради Сурикова, посоветовала ему заниматься торговлей, а не стихами и бросить «бумагомаранье».
В 1862 году Суриков познакомился с поэтом Алексеем Плещеевым, который по-настоящему оценил первые поэтические опыты молодого стихотворца.
В одном из писем Иван Суриков вспоминал о своем стремлении к поэтическому творчеству: «Я не потерял веру в себя и продолжал заниматься писанием стихов, писал, рвал и опять писал. И так было до 1862 года, до моего знакомства с А. Н. Плещеевым, которому я показал свои писания. Он их одобрил, нашел в них черты самобытности, а главное – задушевность, глубокое чувство».
С помощью Плещеева Суриков начинает публиковаться. Первые его стихотворения были напечатаны в 1863 году в журнале «Развлечение».
Ранние произведения Ивана Сурикова были в большинстве своем подражательными. В течение первых десяти лет литературной работы имя Сурикова не привлекало внимания критики: он печатал от четырех до восьми стихотворений в год, причем появлялись они в разных мелких изданиях («Воскресный досуг», «Развлечение», «Иллюстрированная газета» и др.), не входивших в русло большой литературы, представляемой «толстыми» ежемесячными журналами.
Даже в 1871 году изданный самим автором сборник стихотворений почти не привлек внимания критики. Между тем в сборнике были помещены стихотворения, ставшие популярными народными песнями, – «Рябина» (хотя бы первые строчки этого стихотворения знают, наверное, все: «Что стоишь, качаясь,/ Тонкая рябина»), «В зеленом саду соловушка…», «Ах, нужда ли ты, нужда…», «Эх ты, доля…», «Сиротой я росла…», «В степи» и др., а также немало талантливых лирических стихотворений.
Позже Суриков знакомится с литераторами-демократами, в частности В. А. Слепцовым, А. И. Левитовым, Л. Н. Трефолевым, Ф. А. Нефедовым, ведет переписку с писателями-самоучками из народа, следит за общественно-литературной и политической жизнью по журналам «Отечественные записки», «Дело», «Вестник Европы». Политические процессы, в особенности «Нечаевский процесс» (1871), по которому привлекалось 64 человека, заставляют Сурикова задуматься над вопросами социально-политического характера.
Поэт-самоучка, испытав на себе трудности, связанные с вступлением в литературу, задумывает объединить наиболее способных писателей из народа, чтобы совместно выступать в печати, правдиво и разносторонне освещая жизнь народных низов.
С участием двенадцати писателей-самоучек в 1872 году был издан сборник «Рассвет». Сочувственные и благожелательные отклики на выход этого сборника появились в «Иллюстрированной газете» и в «Беседе». Но в рецензии «Отечественных записок» (1873, №1) сборник признан неудачным. Критик рекомендовал при выпуске второго сборника, издание которого признавал желательным, добиваться простоты (без «писарского красноречия»), сосредоточить внимание на показе типических образов, быть голосом общественной совести в самом широком смысле и интересы народа поставить в центре творческих замыслов.
К этому времени следует отнести начало критического переосмысления Суриковым своей литературной деятельности. Он прекращает сотрудничество в псевдонародных изданиях, отказывается от выпуска второго сборника «Рассвет» не из-за недостатка средств, а из-за идеологической разнородности состава авторов.
С 1875 года Иван Суриков начинает систематически сотрудничать в демократических журналах «Дело» и «Будильник». Выпуск в 1875 году второго издания стихотворений Сурикова был отмечен в печати одобрительными рецензиями. Имя поэта-крестьянина становится известным в литературных сферах: в декабре 1875 года «Общество любителей российской словесности» принимает Сурикова в свои члены.
Расширяются и крепнут литературные связи Ивана Сурикова с издателями, редакторами и литераторами. У поэта возникают планы издания собственного журнала, вокруг которого могли бы объединиться прогрессивные литераторы и писатели из народа. После неудачных переговоров с издателями о покупке журналов «Маляр» и потом «Развлечение», чтобы продолжать их издание по новой программе, Суриков в 1878 году обращается в Московское полицейское управление за разрешением на открытие собственного еженедельного журнала «Зарница». Однако в этом ему было отказано.
Мелочная торговля древесным углем и старым железом, которой Суриков занимался почти двадцать лет, требовала от него большой затраты физических сил, а обеспечивала лишь минимум средств к существованию. Житейские мытарства, постоянная нужда, полуголодное существование, тяжелые условия работы надломили преждевременно силы поэта. В 1878 – 1879 годах он пытается восстановить здоровье: едет в самарские степи пить кумыс, осенью 1879 года выезжает на Южный берег Крыма.
Литературный фонд, узнав о тяжелом состоянии здоровья поэта, дал ему деньги на лечение. Но его уже нельзя было спасти. 24 апреля 1880 года в возрасте 39 лет Суриков умер от туберкулеза легких. Похоронили его на Пятницком кладбище Москвы.

Критики-современники отмечали, что творчество Ивана Сурикова отличается, во-первых, поразительным однообразием, во-вторых, подражательностью Кольцову и Никитину. В этих оценках имеется лишь известная доля истины. В большинстве своем песни и лирические стихотворения даже первого десятилетия литературной деятельности Сурикова, хотя и похожие по ритму и мелодии на песни Кольцова, отличаются своеобразием. Отражая в своем творчестве жизненные явления пореформенной эпохи 60-х и в особенности 70-х годов, Суриков выступает вполне оригинальным поэтом.
К текстам произведений Ивана Сурикова обращались многие композиторы. Петр Ильич Чайковский написал музыку на четыре его стихотворения: «Я ли в поле да не травушка была», «Солнце утомилось…», «Занялася заря…», «В огороде возле броду…». На стихи Сурикова писали музыку Ц. Кюи («Засветилась вдали, загорелась заря»…), А. Т. Гречанинов («В зареве огнистом…») и др.
Поэма Ивана Сурикова «Садко» послужила впоследствии для либретто известной одноименной оперы Римского-Корсакова.
Часто звучат песни «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Степь да степь кругом». «Рябину» исполняли Людмила Зыкина, Надежда Кадышева, Юрий Гуляев.
Но главное, что за поэзию Сурикова «проголосовал» народ.
Сергей Ишков.