Есть такие фильмы в отечественном производстве и затем в прокате, которые нравятся всем. Очень странно, но и такое бывает. Мы посмотрели фильм «Юра дворник» (режиссер Виталий Дудка, сценарист Дмитрий Кирюшкин), затем почитали отзывы и изумились единодушию оценок.
Жанр фильма обозначен как комедия, именно так он и воспринимается. Идея фильма «Юра дворник» чрезвычайно актуальна: найти источник истины в мире лжи. Источник находится сам, фабула сконструирована мастерски, естественно.
Молодой гламурный фотограф с безразмерными амбициями Рома Филиппов (Денис Власенко) приглашен снимать свадьбу очень богатого человека (Гоша Куценко) и фотомодели с богатыми формами под стать деньгам жениха. По ходу пьесы Рома увлекается совсем не свадебными сюжетами и вылетает вон. Опасаясь преследования, сбегает в родную Уфу к «бабане» (великолепная роль Татьяны Догилевой).
Спотыкается о ведро для капающей с потолка воды, падает на пол вместе с ветхим диваном. Появляется главный персонаж дворник Юра Ветлугин (Антон Кузнецов).
От безысходности Рома попытался использовать Юру, чтобы создать образ брендового человечка.
В описании фильма отмечено, что он основан на реальных событиях. Возможно.
Юра обладает генетическим дефектом пониженной социализации. Он не способен к игровому общению, не видит себя со стороны. Зато у него четко работает детектор ошибок Бехтеревой, утраченный значительной частью мирового населения. Патологическая склонность публично высказывать никому не нужную правду вызывает ассоциации с незабываемой ролью Одри Хепберн в фильме по мотивам «Пигмалиона».
Как это иногда бывает, неспособность к социализации сочетается со склонностью к красочной экзотике. Дворник Юра разводит необычные цветы и мечтает о драцене, которой у него пока нет. Труднопроизносимые латинские названия так и сыплются с экрана.
Создав брендового человечка, Рома получает обратный доступ к прошлой работе. Чему немало удивлен. А все просто, бывший жених решил пойти на выборы и озаботился нуждами дворников. Для Ромы заранее заготовили текст, который ему надлежит зачитать на камеру. Сам Гоша Куценко не произносит в фильме ни слова. А его помощник Никита (Ярослав Куликов) пользуется преобразователем голоса, чтобы казаться солиднее. Не очень помогает.
У бывшего дворника появляется типичное для медиаперсоны окружение с ласковой поклонницей Женей (Ида Галич). Его снимают, ретушируют, приглашают на ток-шоу и подсылают «родителей», убедительно играющих счастье.
Фильм «Юра дворник» достоин того, чтобы посмотреть, отвлечься от реальности, помечтать и взвесить на качелях собственной совести.
Рома предупреждает Юру: «Если ты будешь говорить все, что ты думаешь, люди подумают, что у тебя проблемы с головой». Но Юра непреклонен: врать – это плохо, и у него даже справка есть. Рома настаивает: «Не врать, притворяться!»
Дворник Юра впадает в когнитивный диссонанс. В это время звучит песня «Верхом на звезде» Найка Борзова.
Нашего друга Юрку Титова именно по тем же причинам душевной простоты к работе дворника близко не подпустили. Вернуться в науку он отказался наотрез и зачистил свою память от следов прошлой жизни. Стал типичным представителем прекариата. До самой его смерти ничего своего у него не было. Зато растения у него колосились, как ни у кого более.
У нас с целевой аудиторией существуют непреодолимые разночтения, которые буквально дыбом встали в дискуссиях по фильмам «Дурак» Юрия Быкова, «Царь» Павла Лунгина, «Лето» Кирилла Серебренникова.
Уже по последствиям дискуссии физики-лирики судьбоносных шестидесятых было понятно, что существует три механизма эстетизма. Физический действует непосредственно, как монохроматическое излучение. Физиологический определяет качество потомства в подборе самкой полового партнера. Самый коварный психологический, основанный на подражательном поведении. Он обеспечивает стойкую сукцессию стереотипа, не имеющего ничего общего с реальностью.
Получается релевантно, но, увы, не актуально, а банально.
Банальность – первый враг журналистики, но не киноискусства.
Волею судьбы мы хорошо знаем этот мир – дворников, сантехников, дорожных и железнодорожных рабочих. Не надо нам рассказывать лучезарные сказки. Там все та же борьба за власть и эксплуатация человека человеком, приспособленным хрен знает к чему, но весьма успешно.
В шоу-бизнесе кресла, от которых задницу сводит, банку огурцов для Якубовича кто-то украл. И жилетки оранжевые на молниях с карманами не бывают.
А у дворника лопата кривая и зазубренная о щербатую мостовую, потому что в мороз с крыши течет. Описано в заметке «Я – дворник» для газеты Ильи Толстого «Птичий рынок». У нас шла постоянно действующая война с дворниками из этнического клана обосновавшихся в Москве татар, и вообще-то следует признать их превосходство. А с другой стороны – бывшие интеллигенты, что совсем цинично.
Вывод: пирамида социальной ответственности выстроена нормально, самые циничные и агрессивные внизу в ее основании. Искать там правду жизни глупо, потому что это свидетельствует о незнании жизни.
Давно это было, а все равно актуально.
В России есть две страты населения, которые формируют общественное мнение, и через них можно управлять массовым сознанием. Обе находятся в плену стереотипов, и каждая недовольна своей средой в России. С публичной позицией собственная установка не связана. Получается опасное для общественной стабильности двоемыслие. Научно-техническая интеллигенция пребывает в уверенности, что в дикой природе все намного лучше, чем у человека. Гламурная тусовка шоу-бизнеса и полуобнаженной фотографии очень дорожит своим положением и при этом исполнена взаимной ненавистью, как это честно показано в фильме «Ландыш серебристый». Эти тоже исходят из чисто русского абсолюта «лучше там, где нас нет». А там происходит инверсия красоты и уродства с преференциями самым неприглядным представителям нового класса прекариат.
Что-то вроде Распутина, только хуже. Долго мы не замечали уродства и воспринимали как странно-заманчивую игру в таких проектах, как веганство или чайлдфри. В фильме «Юра дворник» они упоминаются. Куда все это вырулило дальше, то не вписалось в сюжетную линию комедийного жанра.
Фильм «Юра дворник» объединяет текущие идеи англосаксонского мира с народничеством русской элиты, и в этом сила его релевантности.
Общая актуальная тема «быть или казаться» раскрыта если и не полностью, но ярко и креативно. В сегодняшнем мире, и особенно в медийном пространстве, быть собой не только сложно, но иногда и опасно. Поэтому фильм «Юра дворник» можно рассматривать и как своеобразное социальное исследование на тему «личность и общество». Результат этого исследования – в восприятии зрителей.
Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН.
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»