Практическая синергетика

В начале мая секция охраны природы Московского общества испытателей природы организовала ботаническую экскурсию в Битцевском парке. Тема экскурсии – «Раннецветущие растения средней полосы России».

Экскурсию провел ученый секретарь МОИП Сергей Багоцкий.

Естественно, описание растений первого эшелона цветения началось с одуванчика. Солнечная головка оказалась первой по ходу от экзотического барабана с выходом из метро «Новоясеневская». Похожие конструкции метрового диапазона сукцессировали в отдельных точках Битцевского парка, и никто не мог сказать, что это, кроме членов МОИПа. Эти знают все.

Одуванчик – не цветок, а соцветие. Семена распространяются ветром на миниатюрных парашютиках. Аналогичным образом летят на новое ПМЖ семена козлобородника, или скерды, которую генетики называют по праву растительной дрозофилой.

Одуванчик хорошо идет в салат, будучи ошпаренным кипятком. Или выдержанным под корытом без света, чтобы потерял горечь.

Кстати, древние жители планеты и соответственно мелкотравчатые наследники виновников былых потрясений хвощи и папоротники вовсю распускаются. Папоротники можно жарить или мариновать, но не позже, чем молодой завиток расправится в красивую перистую конструкцию. Хвощи благодаря высокому содержанию кремния используют музыканты для чистки мундштуков, и по той же причине в пищу они непригодны.

Дальше нам попался лютик кашубский. У лютиков ярко-желтые лепестки числом пять, множество тычинок и пестиков. Лепестки происходят из тычинок, следующие за ними чашелистики из листьев. У большинства цветковых растений чашелистики зеленые, но есть и цветной окраски.

Кстати, красители, растворенные в вакуолях клеток растений, меняют цвет в зависимости от pH. Сначала он кислый, и цветы розовые, затем щелочной, и цветы синеют. У некоторых растений вроде анютиных глазок pH моделирует или даже контролируется модельными элементами генома, в таких случаях окраска распределяется секторально или мозаично, как у семян кукурузы бывает. Но обычно он зависит от фазы появления цветка.

Цветок высшего растения служит таким же таксономическим признаком, как половые органы животных. По смыслу это то же самое, но растение имеет еще и функцию привлечения насекомых. Для коэволюции механизм универсальный, он возник до появления настоящих покрытосеменных с пробными версиями цветков и приспособленных к ним насекомых, которые затем уступили арену жизни магистральному тренду эволюции покрытосеменных.

План строения цветка служит критерием эволюционной продвинутости. Наиболее генетически продвинутый из лютиков кашубский, у него одно семечко. Наиболее архаичная в данном семействе – купальница, у нее на одном цветке зеленые листья по спирали превращаются в окрашенные чашелистики и затем тычинки.

Дальше нам попалась родственница гвоздики звездчатка лесная с десятью белыми лепестками. в основе строения ее цветка тоже число пять, как у лютика, только лепестки рассечены пополам и соответственно их десять.

Пастушья сумка относится к семейству крестоцветных наряду с капустой или редиской. У нее четыре лепестка, но не один круг, а два. Плод крестоцветных – стручок – образуется из двух сросшихся плодолистиков, разделенных перегородкой.

Плод бобовых, акации и гороха, образуется из одного плодолистика и называется боб. Из бобовых на экскурсии нам попался сочевичник.

Не обошлось без лекарственного растения мать-и-мачеха, у которой верхняя сторона листа грубая, как мачеха, а нижняя пушистая и ласковая, подобно родной матери. Отвар мать-и-мачехи – дезинфицирующее средство, помогает от кашля.

Медуница из семейства буранчиковых.

Таволга или лабазник из семейства розовых.

Герань лесная из семейства гераниевых.

Колокольчик крапиволистный из семейства колокольчиковых.

Пикульник, или медовик, из семейства яснотковых, размножается орешками.

Жимолость лесная, кустарник, семейства жимолостные.

Из губоцветных присутствуют живучка ползучая и будра плащевидная, или собачья мята. Губоцветные отличаются четырехгранным стеблем и супротивным расположением листьев.

По ходу экскурсии часто попадалась сныть. Листья уже грубые, а стебель сочный и вполне съедобный.

В самом конце нашли копытень, названный по признаку сходства его листьев с завершением лошадиной ноги. Листья съедобные и на мой вкус приятно-горькие.

Съедобна кислица, это знают все. А вот конский щавель несъедобный.

Крапива еще не разрослась, но в салат уже не годится.

Осока сохранила с прошлого года зеленые листья, клиновидные в сечении по форме птички, способные разрезать кожу человека. Особенность осок – диффузная центромера. Соответственно, число хромосом может варьировать.

Идеей фикс стал поиск экзотического растения петров крест. Он нашелся на дне крутого оврага. Его особенность в полной утрате хлорофилла. Покрыт мясистыми чешуями – видоизмененными листьями. Крепится присосками к корням деревьев или кустарников. Корневище разрастается и образует кресты. Розовые (пурпурные) цветки собраны в соцветие кисть. Относится к первому эшелону цветения.

Петров крест, или чешуйник, потаённица, царь-трава – род растений из семейства заразиховые. Не паразит, хотя и питается чужой органикой. Данный путь эволюции выгоден, позволяет экономить ресурсы и развиваться быстрее. Его вершиной следует считать облигатных паразитов. У них одна беда – при перемене условий исчезает ниша, а эволюционировать дальше эти высокодифференцированные формы уже не могут.

Правда, есть и такое мнение, что вершиной регресса стали мобильные элементы генома, забытые в наших хромосомах вирусы.

В приставленном к дереву у самой земли скворечнике птицы не живут, его облюбовали осы. Гнездо осталось с прошлого года.

После завершения экскурсии товарищи ученые остановились в художественно выполненной беседке для дискуссии по традиционно непримиримым научным школам. Например, может или нет вырасти ель под пологом широколиственного леса. Оказалось, что основателем лесоведения был ботаник и агроном Андрей Тимофеевич Болотов, который в статусе мелкопоместного дворянина работал управляющим крупнопоместного дворянина, графа Бобринского.

Ключевой вопрос: чем борзописец отличается от графомана? Один пишет за деньги, другой – ради явления ему музы.

Для Сергея Багоцкого ботаническая экскурсия стала памятью о жене Нине Васильевне Груздевой. Выпускница биофака, как и Багоцкий, она работала в Ботаническом саду и ушла из жизни семнадцать лет назад.

Неласковая холодная погода напомнила мне летнюю практику на биостанции МГК в Чашникове 1966 года. Там мы изучали жизнь беспозвоночных, образование болота, осваивали езду на мотоцикле. Жили в дырявых палатках, привыкая к прелестям полевой работы.

Особенно запомнилась ботаника. Нам дали для примера задания по семи семействам высших растений – крестоцветные, бобовые, злаки, осоки, лютики.

Мне было двадцать лет. Не ожидал от себя, что в 76 буду опять в холод лазить по оврагам в поисках редких растений микроскопических размеров. Сезонная смена погоды в этом году шла обратным образом, и вылезшие было шмели попрятались, пережидая холод.

Ботаническая экскурсия Багоцкого привела мое шумящее сознание в состояние временной гармонии благодаря воспоминаниям. Еще в 144-й школе на Новопесчаной, когда я не мыслил о биологическом образовании, у нас была выдающаяся учительница биологии Нина Константиновна Сысоева, которая привила любовь к красоте цветов системностью подачи материала, чтоб проще было выучить.

Уже после окончания биофака несколько раз работал в комплексных экспедициях с участием геоботаников. Их знания проявляются в поле и создают живое представление о многообразии биосферы.

Члены МОИП на ботанической экскурсии Багоцкого натурально впали в детство, вспоминая рассказы мамы о детстве в селе Большое Шереметьево на Тамбовщине. Деревенские дети передавали друг другу практические знания обо всем, что можно съесть на лугу ранней весной для пополнения дефицита витаминов и микроэлементов. На экскурсии научные школы разделились непримиримо. Концепция Заварзина о какосфере не позволяет собирать грибы и съедобные растения вблизи дорог.

«Вблизи» – понятие относительное. Я лично сжевал куст сныти, и вот пока жив.

Мэтры МОИПа осудили лень современного детства. Не собирают даже вишни в городе, ждут, пока родители бананы из магазина принесут.

Покрытосеменные растения в фазе цветения служат наилучшей иллюстрацией разнообразных паттернов самоорганизации. Синергетика – прекрасная наука, и очень жаль, что во время череды научных революций судьбоносного двадцатого века она оказалась под запретом вместе со всем системным подходом. Холизм временно заместился редукционизмом, и ряд наук вместе с биологией оказались ограниченно дееспособными. Исторически характерно, что вся синергетика оказалась в одном положении с сексологией. Такова власть научной моды, а мода любит внезапно возвращать людей и прочих зверей к какому-то из своих прошлых состояний.

Как только стало возможно, неординарный генетик Илья Захаров-Гезехус выступил на Звенигородской биостанции МГУ с лекцией о древних мифах коренных народов России о происхождении половых органов человека от грибов.

В универсальном виде существовало представление об общности минералов и высших растений.

Продукты самоорганизации независимо от их происхождения в живой или косной природе обладают общим свойством эстетической активности. У генетически сбалансированного человека созерцание красивого представителя противоположного пола вызывает эстетическое удовлетворение. И точно такие же чувства могут вызывать кристаллы или растения. Красота подавляет стыд и раскрепощает ассоциации. Не зря фаллос сравнивают с грибом, а вульву с розой. Красоте человеческого тела нас научил античный мир, и никаким варварам не дано это вытравить.

Для справки. Ученый секретарь МОИП Сергей Владимирович Багоцкий родился в 1949 году. Окончил кафедру биофизики биофака МГУ в 1971 году. Математика и физика на этой кафедре преподавались на высоком уровне, что создало надежную базу для работы ученого. Занимался он математическим моделированием жизненного цикла гидробиологических сообществ эвтрофицированных водоемов. В большом озере богатое сообщество с множеством видов, и оно устойчиво. Увеличивается содержание азота и фосфора. В небольшом озере в процессе эволюции сообщества возникает неустойчивое доминирование. На заключительной фазе сукцессия прокариотической синезеленой водоросли  микроцистис отравляет все вокруг.

Это была настоящая экология, наиболее разработанная точная наука.

Багоцкий защитил кандидатскую диссертацию в 1990 году. Затем занимался теорией эволюции. Его отец Владимир Сергеевич Багоцкий известен тем, что работал с Лениным в Польше. Окончил химический факультете МГУ и несколько лет проработал там. Во время борьбы с космополитизмом в 1949 году был уволен, поскольку отец поляк, мать еврейка. Без работы не остался, поскольку химики были востребованы в ВПК. Известен своим участием в космической программе.

«Папа турок, мама грек, а я русский человек», – пошутил Багоцкий. И эта шутка недалека от истины, учитывая генетику человека. В своей ученой среде Багоцкий отличается выраженной позитивностью и склонностью к интеграции в науке.

Его дочь Мария Сергеевна Багоцкая окончила кафедру физиологии ВНД. Наряду с научной деятельностью по специальности также занимается кинологией. Способствовала сохранению и возрождению национальной породы «Восточно-европейская овчарка», увековеченной в памятнике фронтовой собаке на Поклонной горе. Памятник установлен благодаря советнику президента Владимиру Мединскому.

Лев МОСКОВКИН.

Добавить комментарий