На Симоновской сцене Театра Вахтангова состоялась премьера спектакля «Нахлебник» по одноименной пьесе И. С. Тургенева. В главной роли – Василия Семёныча Кузовкина – занят народный артист России Андрей Ильин.
Для постановщика спектакля Анны Горушкиной обращение к произведению И. С. Тургенева носит личный характер. Много лет назад, когда она еще училась в ГИТИСе, мастер ее курса Леонид Ефимович Хейфец начал разбор «Нахлебника». С тех пор для Горушкиной эта пьеса стала особенной, а новое обращение к «Нахлебнику» – это дань памяти ее учителю.
Что же касается артиста Андрея Ильина, то с ним режиссер сработалась еще на спектакле «Бесконечный апрель» в Губернском театре.
Тургеневская пьеса «Нахлебник» по жанру относится к комедийным, но по сути это настоящая драма, интонация которой перекликается с гоголевской темой «маленького человека». Предназначалась пьеса для бенефиса Михаила Щепкина, но была запрещена цензурой. В журнале «Современник» она была опубликована под названием «Чужой хлеб», а сам Щепкин сыграл роль Кузовкина лишь спустя пять лет после выхода пьесы в свет.
Несмотря на то что с момента ее написания прошло почти 170 лет, пьеса на удивление актуальна. Анна Горушкина разговаривает с залом через человека и о человеке. Создатели акцентируют внимание зрителей на том, как важна каждая отдельная человеческая жизнь.
Прекрасного, чудесного Василия Семёныча Кузовкина новый хозяин имения Павел Николаевич Елецкий выгоняет из дома, в котором тот прожил всю свою жизнь. Выгоняет потому лишь, что хочет сохранить свой статус, принятый в обществе. Факт того, что хозяева дома походя растоптали хорошего человека, который к тому же еще оказывается и настоящим отцом нынешней хозяйки, мало заботит зарвавшихся «дворян». Очень быстро зритель начинает понимать, что единственный достойный, подлинный дворянин во всей этой истории – и есть выгнанный «нахлебник» Василий Семёныч Кузовкин.
Проблема, которую затронули режиссер и артисты, особенно важна сегодня, когда статус и деньги в мире кажутся подчас важнее, чем жизнь и человек как таковой. Социальная доминанта общественных ярлыков ярко выделяется среди тем в этой истории.
Артистам создавать удивительную тургеневскую атмосферу на сцене помогает сценография Елены Кирковой и потоки медового света, льющиеся в щели крыши старинного дома (постановщик света Руслан Майоров). Выразительные исторические костюмы создал Андрей Климов. Поработали на славу хореограф Сергей Захарин и композитор Артём Тульчинский.
Удивительно, что для самих артистов, столь легко и изящно сыгравших «Нахлебника», работа над образами была «болезненной и не столь простой». Начать с того, что пьеса сильно сокращена, режиссер сознательно уходила от высокопарного тургеневского языка со старинными выражениями типа «извольте сообразить», плохо ложащимися на современное восприятие.
Андрей Ильин на встрече с журналистами сказал, что «Тургенев выписал такую вязь потрясающую, такую точность во взаимоотношениях между героями, что когда туда ныряешь, когда «присваиваешь» тургеневский текст, то чувствуешь себя просто как рыба в воде, но ведь его надо еще и суметь «присвоить».
Андрей Ильин поделился также тем, что перед началом работы смотрел запись телевизионного мхатовского спектакля 1971 года с Михаилом Яншиным и пришел в ужас, поняв, что переиграть Мастера будет просто невозможно. Потому что «Яншин – это сама жизнь и естество, он органичнее детей, котов и собак». Актер откровенно признался, что его «задачей было подпрыгнуть и хотя бы постараться чуть что дотянуться – нет, не повторить, не взять чужой рисунок, а именно дотянуться до этой вершины и актерского искусства, и вообще театра». Что же, Андрею Ильину это блестяще удалось, сегодня его уже можно поздравить!
Кстати, Ильину всегда удавались образы ущемленных, маленьких людей, эдаких «Робинзонов» из «Бесприданницы», образы приживал, которые находятся где-то рядом с барином. Такими людьми обычно помыкают, их заставляют танцевать, они развлекают барина. Вот и нынешний герой Ильина, обнищавший дворянин Василий Семёныч Кузовкин, когда-то развлекал своего барина, пока не случилась трагедия в его жизни, свидетелями которой становится зритель.
– Это тайна, которая с ним была всю жизнь, – говорит Андрей Ильин, – мой герой знал, что у него есть дочь, которая уехала, но она ведь живет, она здорова! И эта тайна должна была умереть с Кузовкиным. А его, напоив, соседи заставляют проговориться – и это страшно! Причем страшно, что он выдал не только себя, но и родную дочь! А что может быть страшнее, когда ты наружу выплескиваешь великую тайну, которая должна была умереть с тобой? У Тургенева есть потрясающие мотивировки, он описывает мощное событие, которое происходит, случается с моим героем «на ровном месте», которое переворачивает всю его жизнь, переворачивает его самого. Играть такой материал – сплошное удовольствие».
В спектакле заняты прекрасные молодые вахтанговские артисты Евгений Кравченко, Виталий Иванов, Елизавета Палкина, Полина Рафеева, Сергей Барышев, Александр Галочкин, Василий Цыганцов, Клим Кудашкин, Семён Арзуманов, Данила Гнидо.
Елена Булова.
Фото автора