Островский в нашем веке

В Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой прошла премьера спектакля, созданного к 200-летию со дня рождения великого русского драматурга Александра Николаевича Островского – «Без вины виноватые в XXI веке» в постановке Дениса Сорокотягина.

Один из самых прекрасных театров столицы приготовил поборникам аутентичного взгляда на классику непредвиденный коллаж, в котором собственно тема без вины виноватых как-то ретуширована. Тем более, что в прологе зрителями представлена запись знаменитого мхатовского спектакля, в котором звучат бесподобный голос Аллы Тарасовой. В свое время это был эталон героини, потерявшей сына.То, что увидели зрители на сцене, мало похоже на знаменитый сюжет пьесы, которую постоянно ставят в театрах страны. Великая драматургия, что говорить!

Денис Сорокотягин решил осовременить и актуализировать сюжет. Как бы приблизить к нам Островского. Чтобы зритель не заскучал, наблюдая за перипетиями героев. Пьесы как таковой вообще нет, зато есть коллаж неких обрывков, поданных в комедийном ключе. Действующих лиц сократили, а те, что участвуют в спектакле, – играются одними актерами, кроме главной героини и ее сына. Кручинина – Юлия  Зыбцева – начинает спектакль как простушка, дуреха, которую любовник обводит вокруг пальца. Мурова/Дудукина изображает Роман Калькаев, и его образ как раз и задает тон всему действу, когда пузатенький соблазнитель улепетывает от героини как мотылек. Потом, в качестве артистки, знаменитости, Кручинина появляется в образе бизнес-леди. Белый брючный костюм, модный мейкап. Сдежанное проявление чувств даже тогда, когда узнает правду о сыне. Очень современно!

Иронический подход к историям из 19 века у режиссера проходит красной нитью, но не только: своего рода осмеянию подлежит и весь прошлый театр, символом которого является подвешенная к потолку мхатовская чайка, вернее, тушка убиенной птицы из чеховской «Чайки». Именно она ближе к финалу свалится на голову новоявленной «режиссерке» Коринкиной (Лада Марис), попытавшейся поставить свой спектакль на старые темы. Артур Сахаров, играющий Незнамова всерьез, по старой школе, – единственный кто, по воле режиссера, конечно, оставляет надежду, что русский психологический театр с трудом, но пытается как–то выжить.

В спектакле много музыки и стихов. Актеры провинциального театра постоянно их  читают – от Шекспира, Михаила Кузьмина, Инны Лиснянской до неизвестной Галины Калинкиной. Сам режиссер участвует как клавишник в паре с флейтистом Петром Тишковым.

Приблизился ли к нам Островский благодаря этой постановке? Если бы знать, если бы знать…

Ирина Шведова.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x