16 июня 1925 года на южном берегу Крыма открылся лагерь для детей «Артек», предел мечтаний многих советских поколений.
Поначалу лагерь назывался «лагерь-санаторий в Артеке». Артек – это урочище на берегу одноименной реки. Само слово имеет либо греческие, либо тюркские корни. Версии его перевода – «медведь», «перепелка», «буйвол». В самом лагере наиболее популярной является версия, связанная с перепелками. Существует устойчивое выражение «Артек – перепелиный островок» и песня с таким названием.
Инициатором создания лагеря был Зиновий Соловьев, выдающийся врач, один из организаторов советского здравоохранения. С момента образования Народного комиссариата здравоохранения в 1918 году он был заместителем наркома, в 1920-1928 годах руководил военно-санитарной службой Красной Армии и исполкомом Российского общества Красного Креста. Зиновий Петрович мечтал создать такие учреждения, «где врачи имели бы дело не только с отдельным ребенком, а с организованным детским коллективом». Так у него возникла идея создания образцового показательного санаторного лагеря для юных пионеров. Соловьев выбрал площадку под лагерь не сразу, объездил ряд мест на побережье, побывал в Коктебеле, под Феодосией, в Судаке. Проводя отпуск в Гурзуфском отделении Крымской военно-курортной станции, Зиновий Петрович гулял в урочище Артек и принял решение открыть детскую здравницу именно здесь. Особенно радовало Соловьева то обстоятельство, что площадка может быть со временем расширена и лагерь «развернется в настоящую пионерию».
Не менее удачным оказался и выбор организатора лагеря. Открыть к началу 1925 года санаторный лагерь было поручено доктору Фёдору Фёдоровичу Шишмареву, который был тогда заведующим детским санаторием. Шишмарев сыграл значительную роль в жизни «Артека». Ему он отдал 8 лет своей жизни, бессменно работая главным врачом. Он являлся правой рукой Зиновия Соловьева в деле организации лечения и отдыха детей.
Непродолжительное время «Артек» носил имя Соловьева, в 1940 году ему было присвоено имя В. М. Молотова, а в 1957-м — В. И. Ленина, на территории лагеря его основателю есть памятник.
«Артек» был основан как лагерь-санаторий для детей, страдающих туберкулезной интоксикацией. Впервые о создании детского лагеря в Артеке было объявлено 5 ноября 1924 года на празднике московской пионерии. Официально «Артек» открыл свои двери 16 июня 1925 года и в первую смену принял 80 пионеров из Москвы, Иваново-Вознесенска и Крыма. В первый год за четыре летних смены в нем отдохнули 320 детей.
Лагерь не напрасно назывался санаторным, хотя условия в нем были самые спартанские. Истощенные, болезненные дети, прошедшие через голод и разруху Гражданской войны, в первую очередь нуждались в оздоровлении. Для этого в лагере был врачебный кабинет и медперсонал.
Детей размещали в четырех брезентовых палатках, высоких, светлых, с деревянными полами. Их убранство состояло из простых деревянных, обтянутых парусиной кроватей, деревянных табуретов и грубых прикроватных столиков. Самая лучшая палатка была отведена под изолятор, который находился на приличном расстоянии от лагеря. Для столовой использовалось место под тентом, где было расставлено шесть обеденных столов и скамейки.
В лагере были клуб-библиотека, где хранились собранные детьми коллекции, инструменты и материалы для ручного труда, физкультурная площадка, на которой в первые годы зажигались артековские костры.
Летом 1925 года «Артек» посетила Клара Цеткин. Позже она написала: «Хотите ли вы видеть свободных счастливых детей? Посетите летний лагерь «Артек», устроенный Красным Крестом недалеко от Суук-Су, на Южном берегу Крыма. Я там была три раза, и если бы мне не надо было уезжать, я посетила бы его не знаю сколько еще раз».
С первых лет своего существования «Артек» становится международным. Летом 1926 года лагерь посетили голландская делегация рабочей молодежи, женская немецкая делегация, американский бизнесмен Макс Бедахт, французская делегация молодых рабочих. А с 1926 по 1930 годы здесь отдохнули ребята из Дании, Норвегии, Польши, Франции, Швеции.
Созданный в Крыму санаторный лагерь юных пионеров через год стал образцовым для всего СССР. Обобщая опыт первых лет «Артека», Зиновий Соловьев выступил с идеей создания детских здравниц по всей стране и поднял вопрос материальной поддержки лагерей на уровне комиссариата здравоохранения.
24 июля 1927 года в «Артеке» была введена штатная должность отрядного вожатого. Педагоги вели работу по краеведению и естествознанию, проводили экскурсии, учили ребят, как следует собирать гербарии, читали им лекции, проводили беседы. На образовательную работу отводилось 2-3 часа в день. В распорядок дня входил обязательный труд: дети убирали парк, чистили пляж, собирали виноград, убирали сено, снимали урожай фруктов.
Летом того же года у Зиновия Соловьева зародилась мысль об устройстве в «Артеке» большой постоянной здравницы санаторного типа. Уже в мае 1928 года в лагере вместо старых палаток стояли в два ряда деревянные домики, а в 1929 году был построен «Верхний лагерь» – большое здание санатория на 200 человек, рассчитанное на круглогодичное пребывание детей.
В 1934 году «Артек» впервые посетил глава советского правительства Вячеслав Молотов, а двумя годами позже было принято решение правительства о передаче «Артеку» расположенного рядом дома отдыха ВЦИК СССР «Суук-Су», что значительно расширило владения лагеря.
Летом 1931 года в «Артеке» вместе с сыном Тимуром отдыхал Аркадий Гайдар. Повесть «Военная тайна», принятую читателями очень хорошо, он задумал написать именно здесь, сам писатель называл ее «насквозь артековской» книгой. В ней пионеры-артековцы помогают разоблачить группу вредителей. А в его рассказе «Горячий камень» описан артековский камень на вершине Медведь-горы, куда Аркадий Гайдар любил подниматься вместе с пионерами.
В 1941 году дети только-только заехали в лагерь, как началась война. Эту смену позже назовут самой длинной в истории «Артека»: она длилась 3,5 года. 200 детей из западных областей и республик, оккупированных фашистами, вместе с вожатыми, врачом и начальником лагеря были эвакуированы в глубокий тыл, в алтайский курортный поселок Белокуриха. Там ребята и взрослые помогали семьям фронтовиков, раненым в госпиталях, собирали металлолом на строительство танков и самолетов, подростки работали на лесозаготовках, шили одежду себе и белье для солдат. В течение этой длинной смены все заработанные деньги, включая зарплаты взрослых, артековцы переводили в фонд обороны. В общей сложности вышло 116 тыс. рублей. Сталин лично прислал в лагерь благодарственную телеграмму.
Сам «Артек» был оккупирован. 15 апреля 1944 года войска Отдельной Приморской армии освободили его. Лагерь лежал в развалинах. После восстановительных работ уже 6 августа 1944 года лагерь принял 500 крымских детей. Весной 1945 года в «Артек» приезжала супруга премьер-министра Великобритании Клементина Черчилль, подарившая пионерам 15 брезентовых медсанбатовских 40-местных палаток, ставших основой послевоенного лагеря. Они, кстати, прослужили детям больше 15 лет.
В юбилейную смену 1945 года в «Артеке» отдыхало уже 1200 ребят.
Летом 1947 года впервые после окончания войны на отдых в «Артек» были приглашены группы детей из Чехословакии и Польши. В 1958 году «Артек» был передан в ведение ЦК ВЛКСМ и получил официальный статус международного лагеря. В лагерь приезжали все больше и больше зарубежных делегаций: здесь побывали премьер-министр Индии Джавахарлал Неру с дочерью Индирой Ганди, первый президент Социалистической Республики Вьетнам Хо Ши Мин, американский астронавт Фрэнк Борман (в составе экипажа космического корабля «Аполлон-8» в декабре 1968 года он совершил полет к Луне) и многие другие.
Становятся популярными эстафеты Мира и Дружбы, фестиваль «За мир и дружбу», трудовые эстафеты, интернациональные воскресники, вечера национальных игр и танцев. От причала лагеря в нейтральные воды уходили катера с Почтой мира. Представители зарубежных делегаций бросали в море десятки бутылок с закупоренными в них письмами-обращениями к детям всех континентов.
Главное событие в международной жизни «Артека» 70-х годов – Международный детский фестиваль «Пусть всегда будет солнце!» (1977 год), который стал прологом к ХІ Всемирному фестивалю молодежи на Кубе. В «Артек» тогда съехались 1500 ребят и 500 почетных гостей из 158 международных, региональных и национальных детских и юношеских организаций из 103 стран мира.
В июле 1983 года в лагерь приехала американская школьница из штата Мэн Саманта Смит. В Советский Союз ее пригласил Юрий Андропов. Уезжая, Саманта сказала: «Мое пребывание в «Артеке» было очень хорошим! Думаю, что мы останемся друзьями и через океаны. (…) Если люди всего мира будут жить так, как живут в «Артеке» дети, тогда не будет вражды, не будет войны. Пусть все президенты и другие правители приезжают сюда учиться управлять миром».
25 августа 1985 года Саманта погибла в авиакатастрофе. Через год в память об американской девочке – юном после мира – в «Артеке» открыли аллею Саманты Смит.
За почти 100-летнюю историю «Артека» здесь побывало много знаменитостей. Постоянным гостем «Артека» был Юрий Гагарин, вслед за которым в лагерь приехали и его товарищи космонавты – Герман Титов, Валентина Терешкова, Павел Попович и другие. Давал уроки спортивного мастерства артековцам легендарный вратарь Лев Яшин, учил шахматным премудростям экс-чемпион мира Михаил Таль, рассказывала о трудностях конькобежного спорта шестикратная чемпионка мира Лидия Скобликова. Своими воспоминаниями о военных годах делились маршал Семён Будённый и партизанский генерал Сидор Ковпак, знаменитые асы Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, первые Герои Советского Союза лётчики Маврикий Слепнёв и Николай Доронин.
«Земным раем» «Артек» назвал писатель Анри Барбюс, посетивший лагерь в 1928 году. Здесь, по его словам, «жизнь детей трудящихся проходит в оздоровлении своих физических сил, приобретении знаний и спорте». Певец Поль Робсон, побывавший в лагере вместе с женой Эсландой в 1958 году, устроил для юных слушателей концерт на костровой площадке лагеря. Итальянский писатель Джанни Родари был в «Артеке» в 1963 году. «Думаю, что Чиполлино почувствовал бы себя в «Артеке» прекрасно, – заявил он. – Я видел чудесный лагерь с чудесными ребятами. Я видел радостные улыбки радостных детей. В Советском Союзе юное поколение воспитывает семья, школа, пионерская организация, все общество. И я думаю, что «Артек» показывает в этом деле образцы чуткого отношения к личности ребенка».
Глава итальянской компартии Пальмиро Тольятти побывал в лагере в 1964 году. «И в вашем сердце, и в моем – одни и те же мысли, одни и те же идеалы, – сказал он пионерам. – И вы, и мы вместе боремся за мир, мы боремся за счастье народов, за братство между народами». Это была его последняя речь. В тот же вечер, когда Тольятти присутствовал на празднике на костровой площадке, с ним случился инсульт. Политика доставили в медчасть и сделали все возможное, чтобы сохранить ему жизнь, однако усилия оказались тщетными: Тольятти скончался, не приходя в сознание. В последний путь из Гурзуфа в Симферополь и потом в Москву, откуда тело доставили на родину, его провожали все пионеры «Артека».
Сергей Ишков.
Фото с сайта мойгурзуф.рф
Сейчас самое время для отдыха, особенно детям. В основном это юга и солнце. Помню еще советствий Артек. Это что то незабываемое.
Лагерь этот, и правда, изаестен на всю страну. Мне кажется, практически все дети мечтали туда съездить.
Из моих друзей, родственников и одноклассников никто не был в Артеке. В 80-х годах прошлого века туда было трудно попасть.