Сергей Старостин: Главное – не допустить серьезного противостояния

«Московская правда» продолжает разговор о традиционном народно-певческом искусстве и его положении в стране сегодня, как складывается ситуация, как себя чувствуют люди, которые хотели бы развивать эту сферу и приобщать зрителей, молодежь к традиционному народному песенному искусству.

Наш сегодняшний эксперт – Сергей Николаевич Старостин, председатель Российского фольклорного союза, заведующий  сектором актуализации традиционной народной культуры Центра русского фольклора ГРДНТ им. В. Д. Поленова, этнограф, собиратель и исполнитель русского фольклора.

Две стороны медали

– Для того, чтобы понять, что из себя представляет народная певческая культура, – говорит Сергей Старостин, – нужно понять, что мы вкладываем в это понятие.

Потому что народно-певческая культура предстает сегодня перед нами в двух основных обличиях: сценическая форма (предназначенная для сцены) и фольклорная форма (огромная армия энтузиастов, которые осваивают эту культуру через общение с сохранившимися корневыми источниками). Источниками фольклорной формы являются прежде всего музыканты из народа, живущие или жившие в деревнях, поющие бабушки и дедушки. Это могут быть и аудиозаписи, сделанные несколькими поколениями фольклористов, которые уже более ста лет занимаются фиксацией сельской народной культуры.

То есть у нас есть народная корневая культура и культура приобретенная (специально сформированная в период советской власти, а-ля народная, для которой советские поэты писали специальные стихи, а композиторы на них сочиняли музыку).

Стоит отметить, что был, конечно, еще и профессиональный хор Пятницкого, первый состав которого был собран из талантливых поющих крестьян из нескольких центральных областей. Митрофан Пятницкий  показывал их в высшем обществе в Москве и Санкт-Петербурге, пытаясь донести идею: смотрите, какое богатство лежит в наших народных корнях! Но заветы самого Пятницкого были со временем забыты, собственно, с уходом основы хора – крестьян. Им на смену пришла городская молодежь и постепенно хор превратился в советское «новообразование». Кардинально поменялся репертуар, по сути он стал авторским.

Так что картина сейчас довольно пестрая. Есть народное и… народное.

Корни и фрики

Где-то 50 – 60 лет назад поколение взрослых тогда уже людей вдруг задалось вопросом, а какова наша подлинная корневая культура? Задались они им, глядя на ту культуру, что бытовала на сценических площадках, в эфире радио и телевидения, именовалась  народной, но была пропитана государственным официозом. Смотрите, вот народ поет и пляшет.

Вы прекрасно помните девушек, которые выходили (да и сегодня выходят) на сцену в одинаковых сценических костюмах, кокошниках, одинаково разукрашенные. В контексте сегодняшнего дня это напоминает сценических фриков, претендующих на народную культуру.

Но те люди, кто мог со своими деревенскими предками общаться, послушать их песни, увидеть их на гулянках, свадьбах и потом сравнивать это со сценическим «народным» официозом, понимали, что между двумя этими явлениями почти ничего общего.

То есть мы и сегодня живем в ситуации двух народных культур. И та и другая претендует на то, что именно она несет знамя народной. В этом-то и есть определенная сложность.

Ты помнишь, как все начиналось?

Стихийное, возникшее более полувека назад городское фольклорное движение, которое существует сейчас в России, базируется на достаточно серьезной работе фольклористов, которые ездили, записывали песни, издавали сборники, проводили конференции, обучающие семинары. Понятно, что в какой-то момент для людей, связанных с этим живым явлением, появилось желание не просто изучить, а начать этим жить, вписать в собственную жизнь.

Сейчас, уже много десятилетий спустя, по всей стране существует огромное количество фольклорных коллективов. Это мощное движение может и не очень заметно пока на государственных площадках, хотя и эти коллективы иногда отмечают – награждают, присваивают звания.

Сценическая же народная культура и по сей день субсидируется государством, так как сформировалась еще в первые десятилетия советской власти, она сама по себе уже имеет систему воспроизводства кадров, опираясь на свой понятийный багаж. Во множестве государственных институтов культуры и искусства существуют народно-певческие отделения.

Шаг навстречу

Наверное, было бы совсем грустно, если бы не происходил процесс сближения двух этих культурных форм, одного явления с другим. К счастью, оно есть. Что происходит? Те студенты, которые сегодня обучаются на народно-хоровом отделении, серьезно отличаются от тех, которые обучались в советское время. Нынешние уже во многом знакомы с фольклорной, корневой музыкой. Они с ней сталкивались. Они видят и понимают различия между одним явлением и другим. Еще в период с конца 60-х годов в стране стали издаваться уникальные пластинки с голосами народных исполнителей из разных областей России – это настоящий золотой фонд нашей национальной культуры. Когда записи появились в свободном доступе – это было подобно культурному шоку: открылись недра народной песенной культуры.

Атланты держат небо

Началом фольклорного  движения, его детонатором являлся Дмитрий Покровский и его экспериментальный ансамбль, который как профессиональный концертный коллектив при концертной организации стал ездить по стране и знакомить зрителей и слушателей с корневой культурой, они исполняли  фольклорные «сливки» – лучшие образцы народно-песенной культуры. Это производило сильное впечатление, вызвало всплеск огромного интереса. Зато сейчас, спустя много лет, соцсети буквально кипят творчеством  молодых людей, которые занимаются традиционной крестьянской балалайкой, гармошкой, гуслями, скрипками, рожками, и, естественно, поют разные локальные стили. И таких коллективов – тысячи по России. Такова картина.

Я об этом говорю, потому что являюсь председателем Российского фольклорного союза, возникшего в 1992 году. Он как раз и был призван объединить фольклорные коллективы по стране. Наш девиз – «Опора на традиции и корни». На подлинные, глубинные, которые существовали непосредственно в народной среде.

Нынешние фольклорные коллективы – это уже внуки тех, кто некогда задались вопросом: а где наша подлинная культура? Внуки тех, кто стал искать к ней пути, и стал уходящую натуру – стариков и старух – находить, дружить с ними, перенимать от них то, что они знали и умели.

Любви все возрасты покорны

В фольклорном движении коллективов с молодым лицом гораздо больше, чем пожилых. Хотя среди них есть и несколько десятков заслуженных коллективов. Один из старейших – детский ансамбль «Веретёнце», через который прошли тысячи детей. Дети повзрослели, создали свои коллективы. Есть коллектив «Казачий круг», с давних пор занимающийся казачьей культурой – его основателям под 70. Есть ансамбли Санкт-Петербургской и Московской консерваторий – одни из старейших, где постоянно происходит обновление за счет вновь приходящих студентов. Есть пермская «Вечора», московский «Народный праздник», волгоградский «Червленый Яр», самарская «Вольница», воронежская «Воля», липецкое «Воскресенье» – это я перечисляю  сейчас только старейшие коллективы с длинной историей, куда постоянно приходит молодежь, и это лишь вершина айсберга.

Совсем недавно я был на Алтае, где проходил большой фестиваль и туда приехал ансамбль «Вечоры» из Перми. Старшему поколению в нем за шестьдесят, а молодым исполнителям – до тридцати лет.

А ведь есть еще и  огромное количество детских коллективов фольклорных, которым просто несть числа – от запада до Дальнего Востока, от севера и до юга. Они – везде, это мощнейшее движение! Но оно о себе громко не заявляет, потому что каждый коллектив выполняет важные функции именно на местах, точечно.

А есть еще и такое уникальное явление, как огромный центр «Пожарище» в Вологодской области – живая, настоящая фольклорная деревня со своей культурой. В «Пожарище» всегда жили сельским укладом и продолжают так жить. В зависимости от сезона, там люди водят хороводы, играют свадьбы, проводят вечорки, молодежные гуляния. Они справляют Святки по всем правилам!

Это – мощное явление, пока не отмеченное государством. Возможно это и наше упущение. Заявлять об этом надо во весь голос. Тем более, что именно этот человеческий потенциал будет в будущем отвечать за сохранность национальной, традиционной культуры русского народа.

Амбиции и традиции

Профессионализм – это одна из сторон, не решаемых пока на уровне фольклорного движения. Фольклорные коллективы не стремятся на сцену, это не их призвание, не их стезя, хотя и на сцену выходить приходится. Их призвание – вслушиваться, вглядываться, впитывать, изучать и, по возможности, просвещать тех, кто вокруг. Не развлекать, а просвещать. Они стараются сохранять состояние духовного родства по отношению к наследию своих предков, в такие коллективы происходит набор не по принципу профессионально поставленного голоса и умения работать ногами, а по принципу приятия чисто человеческого. Это совсем разные механизмы. Тебя берут, если ты просто любишь эту культуру, приходишь и поешь – и это большая ценность.

Большой проблемой для корневой культуры является проблема представительства. На сцену выступать от лица народной культуры приходят коллективы именно советского «разлива», советского народно-исполнительского искусства. Там уже налаженная система, есть репертуар, который все знают давным-давно, он почти не меняется десятилетиями. Это своя традиционная певческая культура советского образца. Ее наиболее яркими представителями являются наши академические народные хоры.

И когда надо поставить концерт, чтобы «от зубов отскакивало и комар носа не подточил» – режиссеры предпочитают коллективы, которые «всегда готовы». Поскольку представлять на сцене – это их профессия. А фольклорные коллективы режиссеры задействовать не рискуют: образ у них несценический, они слишком «живые» и непредсказуемые.

Я обо всем этом знаю не понаслышке, поскольку на протяжении многих лет не только пропагандирую фольклорную корневую культуру, но и участвую в фестивалях разных, являюсь председателем и членом жюри крупнейших этнических фестивалей. Вот, например, на фестивале «День России на Бирюзовой Катуни» одна из наших задач – сделать большой гала-концерт с участием фольклорных коллективов. Выбираем тему и наполняем ее. И у нас там практически нет профессионалов, при этом концерт имеет серьезный резонанс, выглядит здорово! Я сам занимаюсь постановкой таких вещей и вижу в этом большую перспективу.

Но, в принципе, современные режиссеры бояться этого материала – он очень живой. Им проще конструктор собирать из готовых деталей.

Кто станет царем горы

Основная борьба происходит сейчас на уровне, кто может выходить на сцену и кто не должен выходить на нее. Это борьба за сценическое пространство.

Фольклорные коллективы почти не борются за это пространство, им бывает достаточно студийных, открытых пространств во время проведения праздников. А для профессионалов сцена – естественная среда обитания, им надо выходить на сцену и доносить свои идеи.

Но только вот с идеями у профессионалов за последние десятилетия стало напряженно. В этом плане фольклорные коллективы дают  фору: они базируются на гораздо более богатом первичном материале, у них пасьянс шире.

Для того, чтобы профессионалы на сцене были интересны и развивались, им нужно избавится от инерции, которая сложилась за десятилетия существования народно-певческого направления. На сцену должны прийти живые, креативные силы, которые в конце концов начнут переформатировать историю, отказываться от стереотипов и углубляться в фольклорное существо нашей культуры. Открытых источников, где можно подчерпнуть эту информацию, сейчас много. Просто надо в эту сторону пойти, но инерция, увы, настолько велика, стереотипы так сильны, что желающим меняться могут погрозить пальчиком и сказать – ай-я-яй, это не наш формат.

Прорывы

Но прорывы есть. В этом плане очень хороший образец, дающий пример – недавно созданный Московский народный хор под руководством Дмитрия Морозова. Это ребята, окончившие разные институты – народно-хоровые отделения Института культуры, Гнесинскую академию. И они знакомы с настоящими песенными народно-крестьянскими образцами, что очень важно. Они знают народную культуру корневую, знают методы и способы хорового исполнительства. И умело сочетают в своей практике и то, и другое. Вот за такими коллективами, если их не будут душить «заслуженные» конкуренты, – и есть будущее, я считаю. Потому что у всех наших заслуженных хоров есть личные связи на высоком уровне, базы, финансирование. И еще неизвестно, как такие профессиональные коллективы воспримут подобную подвижку, захотят ли включиться в нее. Это – вопрос желания обновления.

Главное  здесь – не допустить серьезного противостояния и «гражданской войны» за народную культуру. Войны не должно быть, а она на самом деле лежит на поверхности. Взгляды и подходы настолько отличаются, что создается ощущение, что образцы нашей народной культуры певческой из разного теста сделаны.

И вот здесь надо искать и находить компромиссы, которые позволили бы стереть противоречия несоответствия и несходства, позволили бы понять, что все мы должны за облик своей отеческой культуры быть ответственными. Все вместе.

Записала Елена Булова.

Фото с сайта kino-teatr.ru

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Елена
Елена
2 месяцев назад

Из ничего сделают ничего. Пока живы, будет и культура народная до последнего. Если послушать, как поют молодые люди, это становится понятно.

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x