Пресс-конференция академика РАН, научного руководителя Центра питания и биотехнологии, главного внештатного специалиста-диетолога Минздрава России Виктора Тутельяна состоялась в пятницу, 23 июня, на площадке МИА «Россия сегодня».
Видеозапись мероприятия доступна по адресу
Организаторы мероприятия отметили рост людей с лишним весом в России. Существуют разные мнения. Например, что ожирение – одно из последствий пандемии. Или следствие увлечения фастфудом, особенно в среде молодежи.
Академик Тутельян рассказал, что питание – один из рычагов, с помощью которого можно значительно ухудшить здоровье. Цифры, которые нас волнуют, избыточная масса тела у 50% взрослого и 25% детского населения. У детей закладываются на всю жизнь жировые клетки, которые требуют питания. Бороться с таким гепацитным ожирением очень сложно. Оно испортит жизнь ребенку, потому что это не только нагрузка на органы и системы, еще и огромная психологическая травма. Ребенок с избыточной массой тела – жиртрест, изгой. Это создаем мы сами, мамы-папы, бабушки-дедушки, когда нарушаем законы питания. Это преступление по отношению к своим детям в будущем. Другого слова академик не нашел. Он утверждал, что сейчас есть достаточный ассортимент продуктов, надо обладать знаниями.
Академик показал проект системы образовательных программ здорового питания для различных групп населения. И предупредил, если у нас не будет такой системы, в голове у каждого с зарождения жизни должны быть знания. Немного, хотя бы два закона науки о питании. Эти законы не дано нарушать никому, ни богатому, ни бедному, ни мужчине, ни женщине. Они должны соблюдаться.
Первый – закон равновесия поступления энергии с пищей и энерготратами. То есть сколько ты съел, изволь потратить. Если потратил меньше, будет избыточная масса тела. Ожирение и куча алиментарно зависимых заболеваний – сердечно-сосудистые, сахарный диабет и другие – сокращают продолжительность жизни. Это мы сами делаем. Легко соблюдать – весы, взгляд лиц противоположного пола. Ну и одежда, тебе стало тесно, это сигнал. Академик призвал давить на такого человека в семье, потому что это безобразие. Семья должна подвергать его обструкции.
Второй закон науки о питании соблюдать значительно сложнее. Это закон соответствия химического состава рациона нашим физиологическим потребностям в пищевых веществах, макро- и микронутриентах, и биологически активных соединений. Надо понимать, мы получаем с пищей порядка 170 – 300 химических соединений. И только с пищей их можем получать. Из них 30 – 50 незаменимы. Если они есть, мы здоровы. Если их нет или мало, обязательно будут последствия в виде потери здоровья. Это неизбежно. Поэтому надо знать, откуда их получить. Не надо каждую калорию на компьютере считать. Надо ориентироваться, откуда их получить, прежде всего полноценные белки с двадцатью аминокислотами, из которых двенадцать для детей и восемь для взрослого человека незаменимы. Если они есть, синтез белка нашего организма идет нормально. Мы имеем мощную иммунную систему, метаболизм первой и второй фазы. Мы защищены от неблагоприятных факторов внешней среды. Нам нужны определенные жирные кислоты, определенный липидный состав. Это другой компонент.
Нам нужно двенадцать витаминов. Дефицит хотя бы одного обязательно приведет к серьезным последствиям. Нам нужны порядка двадцати микроэлементов в малых количествах, микрограммах, миллиграммах. Если их нет, мы опять выпадаем из категории здоровых в категорию предболезни или даже болезни.
В последнее время мы занимаемся биологически активными компонентами пищи – флавоноиды, индолы, изофлавоны, дифлавоны. Они нам нужны, они поступают только с пищей. Они являются экзогенными регуляторами нашего внутреннего метаболизма. Они работают на систему антиоксидантной защиты, защиты от ксенобиотиков.
Тутельян говорит, что наш обычный рацион должен соответствовать первому закону. К сожалению, мы мало двигаемся, и потребность в пище как источнике энергии резко ограничена. Сорок-пятьдесят лет назад нам нужно было три с половиной тысячи килокалорий для мужчин и две с половиной тысячи калорий для женщин. Сейчас мужчинам нужно порядка 2200 и 1800 женщинам, которые не занимаются специальным физическим трудом.
Тутельян недоволен: в этом скукоженном рационе невозможно получить всё необходимое, мы вошли в конфронтацию с природой. С одной стороны, нам надо есть меньше, чтобы быть изящным, красивым, востребованным. С другой стороны, нам надо есть больше, потому что, даже переедая, мы не получаем нужные микронутриенты. Как выйти из этой ситуации?
Мы должны обратиться к пищевой промышленности. Сейчас на прилавках много продуктов профилактического лечебного назначения, где убрано то, что нам не нужно – жир, некоторые углеводы. Уменьшена энергетическая ценность. И добавлено то, что нам необходимо – белки, некоторые аминокислоты, витамины. Обогащенные, специализированные, функциональные продукты. Названия разные, суть одна: в этом объеме мы получим все, что нам нужно. Но это же надо понимать, разобраться, уметь читать, что написано на этикетке. А мы не умеем и не учим.
Берем, что привыкли. Много жира и недостаток микронутриентов, это болезнь всех стран. Наша задача – научить всех и заставить промышленность делать то, что специализированно, предназначено для мужчин и женщин, пожилых и детей, людей физического и умственного труда. Транспортировка и хранение продуктов уменьшают содержание витаминов. Их выпускают всего три-пять производителей, все остальное красивая упаковка и этикетка. Отвечая на актуальные вопросы, академик Тутельян уточнил свою позицию. Все формируется в семье. Привычки очень ригидные, изменить их сложно. Из-за этого семьи распадаются – ты не так делаешь, надо делать, как мама.
Чтобы стать настоящим диетологом, надо получить базовое образование и специализацию. А дальше опыт и чтение специализированной литературы. Чудодейственные диеты – это выкачивание денег. Излишняя худоба – это нарушение в другую сторону. Ты становишься уязвимым к болезням. В нас заложена глубоко эшелонированная система обороны от всех вредностей, физических, химических, бактерии и вирусы. Она должна все время поддерживаться. Рацион питания поддерживает в том числе иммунную систему. Мы ослабляем себя резко и серьезно от этого излишнего худения.
Можно быть богатым и больным или умеренно бедным и здоровым. Зависит от знания. А пища – элемент нашей культуры. Мы получаем удовольствие от пищи, ее вида и вкуса, мы общаемся за столом.
Мы должны получать порядка ста грамм полноценного белка – мясо, молочные продукты, яйца, рыба. Жирные кислоты омега-три должны присутствовать для построения мембран. Обычные для средней полосы наши овощи: капуста, свекла, картошка – содержат все необходимое. Яблоки, конечно. На юге легче составлять рацион, используя климатические возможности. На севере сложнее. Но все возможно. Есть расстройства пищевого поведения, когда знаний и воли не хватает.
У нас принято в традиции мясо. Если рабочий человек не поел мяса, как не обедал. Без мяса обойтись можно, а нужно ли? Можно сидеть на молочной диете. Бобовые для средней полосы не характерны, это больше на юге.
Двух законов достаточно, не надо перегружать.
Кто-то любит стройных, кто-то полных, это дело вкуса. А для здоровья нужны знания. Культура Мавритании, где практикуется гаваш с избыточным кормлением, нам не нужна. У нас развивается новая наука антропонутрициология, которая изучает этнические связи. Без науки общество развиваться не может. Предстоит трехсотлетие Академии наук, это национальный праздник.
По информации elibrary.asu.ru, это «Новая отрасль медицины, связанная с влиянием пищевого статуса и обеспечением организма всеми необходимыми питательными веществами для процесса анатомического формирования. Также антропонутрициология изучает влияние генетически детерминированных конституционных особенностей на индивидуальные потребности организма в энергии и пищевых веществах, и само пищевое поведение».
Академик Тутельян совсем избегал говорить о том, что как ожирение, так и худоба в одинаковой степени результат пропаганды, создающей искусственную моду питания. По его словам, на полках все есть, а привычки формируются в семье.
Но это не так.
Рекламные кампании производителей БАДов и чудодейственных средств для снижения веса могут оказаться простыми слабительными. На Западе практиковалась также таблетка с яйцами глистов, которые отбирают пищевую ценность у организма хозяина.
Особенностями России являются дефицит веса девушек и молодых женщин, также планово низкое качество продуктов. Первый факт представляется не столь важным, и некоторые воспринимают худобу как некое достижение, не учитывая необратимых изменений обмена и психического состояния женщины. Что усугубляет глобальную проблему инверсии половых ролей. У мужчин смолоду живот растет, как при беременности. Проблема качества продуктов носит чисто политический характер. Об этом говорят много, в частности, депутат ГД Ярослав Нилов не оставляет без внимания тему пальмового масла и усилителей вкуса.
Низкое качество продуктов – явление глобальное и практически регулируемое в зависимости от этнических особенностей. Преследуется цель снижения качества жизни, разные искажения алиментарного обмена, ожирение или истощение, провокация эндокринных нарушений.
В рыбе присутствуют меркаптаны. В растительном масле глицедол. В лимонадах избыточное количество сахара. Соль, перец и маринад используются для того, чтобы скрыть признаки просрочки. Широко используются усилители вкуса, например глутамат натрия. Многие естественные продуты заменены суррогатами. Современное производство продуктов питания не работает без гормонов, антибиотиков, красителей, ядохимикатов, минеральных удобрений. Цена и яркие этикетки органической продукции не отражают качества.
Известный факт, иностранные сети формируют образ жизни и субкультуры, в том числе потребления энергетиков с сочетанием алкоголя и кофеина, вейпов, закиси азота, пастилок с синтетическим никотином. Гораздо больше людей поддаются пропаганде тех или иных продуктов питания. Свою лепту вносят СМИ. Ведущая во вступительном слове сказала об эпидемии ожирения в России и даже пандемии. Если и есть какая-то пандемия, то это пандемия лжи в мире.
Настоящей пандемии в истории человечества не было по генетическим причинам. Люди не дрова, чтоб всем сгореть от одного того же огня. Таким образом, академик очень правильно рассказывает, как надо в условиях, когда все правильно. Для чистоты картины надо отметить, что в России ситуация с ожирением совсем не такая тяжелая, как в США и некоторых других странах под их контролем. Аналогично пропаганда свободных половых отношений без деторождения не приносит у нас запланированного результата.
Наибольший популяционный вред здоровью наносят стрессы от форматов проведения ЕГ, и особенно проверочных работ. Подчеркну, источник стресса не сами экзамены, а то, как они проводятся, причем каждый год по-разному. В США такое было бы невозможно. Используется особенность России, где знания и образование является непреходящей ценностью.
Лев Московкин.
Для здорового питания нужны деньги и время, видели цены в магазине? Порой пачка пельменей рациональнее набора для борща, да и фруктами себя баловать не всегда получается. Не говоря о том, что для готовки нужно время, я лучше это потрачу на сон что мне так необходим.
Пока человек молод, можно есть все подряд, а с возрастом начинаешь интуитивно чувствовать нездоровую пищу.
Столько говорится и пишется о вреде фаст-фудов, а кафе быстрого питания растут просто в геометрической прогрессии. А вот кафе, где бы можно было поесть здоровую низкокалорийную еду – нет. Вот и получается, что наши дети предпочитают есть пиццу, гамбургеры и картошку фри вместо салатиков и белого мяса. А потом удивляемся что столько толстых людей.
Чипсы, пиво, фаст-фуд – все это делает свое дело. А иногда проблема даже не столько в питании, а в недостаточной активности. Если человек ездит на работу и с работы на машине, он проходит около 700-900 шагов за день суммарно, а нужно 10 тысяч. Он просто не сжигает те калории, которые получает.
Стрессы опаснее всего. Высококачественные продукты из дорогих магазинов могут таковыми не являться. А вейпы вообще не должны продаваться.
Где бы только еще денег взять на здоровое питание? У меня пенсия 16 тысяч, сейчас была вынуждена купить укол в коленный сустав за 16 тысяч (а надо бы два), и сижу без копейки до следующей пенсии, до 18 числа. Но надо же еще за жилье платить… И т. д. На лекарства все деньги уходят, а не на питание. (Кстати, укол и не помог).
Здоровое питание не значит дорогое! Яйца, овсянка, гречка, курица стоят намного дешевле сосисок и конфет!
Тратить энергии столько, сколько съел вряд ли у кого получится. А как же запас – расход энергии вещь весьма не предсказуемая.