В Московском музыкальном театре «Геликон-опера» на финише сезона состоялась премьера популярнейшей оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Следующая серия показов в зале «Стравинский» – с 5 по 8 июля.
Театр, который радует своих зрителей всем спектром мирового оперного искусства, к этому шедевру, положившему начало новому течению – веристская опера, обращается впервые.
О, как мы ждали именно такой постановки! Совсем небольшое отступление от реалий времени ее создания ничуть не мешает восприятию вечного сюжета о любви и предательстве в классическом варианте. Постановщик «Сельской чести» Дмитрий Бертман и его постоянные соавторы – художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, дирижер Евгений Боажник, хореограф Эдвальд Смирнов и хормейстер Евгений Ильин, – преподнесли нам невероятный подарок. И, конечно, потрясающие исполнители главных партий и великолепный хор.
Дмитрий Бертман: «Эта опера – одна из самых изумительных по красоте. Она задевает все струны человеческой души, потому что каждый из нас пережил и предательство, и измену. Мир стал очень жестоким, и иногда кажется, что история «Сельской чести» – уже атавизм, но ведь эта история происходит вне политики, вне контекста. Именно поэтому мы переносим действие спектакля в античный мир. Когда мы приезжаем, например, в Рим, мы видим в этих древних стенах вывески современных магазинов и толпы туристов. Это новая бизнес-цивилизация, которая наслаивается на древнюю. Многовековая история античного камня пришла к засилью брендов… Увы, маркетинг нынче вытеснил все! Но мы расскажем о старомодных чувствах, которые очень редки сейчас, которые не подвластны маркетингу».
Обьявлено о трех составах исполнителей. На первом показе в роли главной героини, деревенской девушки Сантуцци, выступила Елена Михайленко. Прекрасная певица и актриса, она создала незабываемый образ человека, потерявшего веру и любовь. Теряя в крови ребенка, она готова на самый отчаянный шаг – наказать Туридду, своего жениха и предателя, зная, что и этот шаг закончится кровью. Его убивает муж Лолы, той самой, которую он любил когда-то, но та тоже его предала, выйдя замуж за Альфио.
Цепочка измен и предательств на фоне разрушенного античного строения – ясная метафора распада, горя и трагедии человеческих судеб. Иван Гынгазов (Туридду) ведет свою партию ярко, красиво. Его герой готов все село напоить вином, он вдохновлен новыми отношениями с Лолой (Валентина Гофер), и все же заноза сидит и в его сердце – Сантуцца. Отталкивая ее, ее преданность и любовь, он убивает себя буквально на наших глазах, когда встречается с Альфио (Константин Бржинский). Как всегда прекрасна Лариса Костюк – мама Лючия. Образ, созданный певицей, восхищает благородством и сдерживаемым внутренним предчувствием неизбежности трагедии.
Действие оперы происходит в Пасхальное утро, когда все селяне славят Христа. Хор поет о прекрасном, а герои на этом фоне страдают и умирают…
Ирина Шведова.
Фото Ирины Шымчак предоставлены пресс-службой театра «Геликон-опера»