Такое мнение в ходе пресс-конференции в НСН, посвященной наблюдающейся сейчас обвальной девальвации рубля, высказал президент Ассоциации российских банков? академик РАН Гарегин Тосунян.

Как отмечают аналитики, за первую половину 2023 года российская валюта ослабела к доллару и евро более чем на 25%. По словам Гарегина Тосуняна, судьба нашего рубля зависит от настолько большого количества факторов, в том числе и не экономических, что очень трудно вычленить из них определяющий:
«Его непростая судьба (весной прошлого года его курс падал до 120 рублей за доллар, потом он укрепился до 55 рублей, потом опять начал постепенно ослабевать и вот сейчас упал до 90 рублей за доллар) определяется факторами политическими, экономическими, волевыми и прочими. Одними экономическими факторами такую волатильность не объяснишь. И поэтому, когда Набиуллина заявляет, что мы не таргетируем курс рубля и для нас любой курс приемлем, я с этим не могу согласиться. Потому что курс национальной валюты – это очень важный показатель и устойчивости экономики, и устойчивости финансовой системы. Хотя, с другой стороны, я разделяю позицию Набиуллиной, заявляющей, что нельзя всеми имеющимися средствами (в том числе и административными) жестко держать курс национальной валюты на каком-то уровне».
По мнению Гарегина Тосуняна, курс кредитно-денежной политики должен быть таким, чтобы национальная валюта была привлекательна для внутренних и внешних инвесторов, и сегодняшняя волатильность рубля этому, конечно же, не способствует. Кроме этого, сложно понять, как можно таргетировать уровень инфляции, о чем неоднократно заявляла та же Набиуллина, и не обращать особого внимания на проблему волатильности рубля?
«Ведь снижение курса рубля влияет и на инфляцию, и на покупательную способность населения, потому что цены на очень многие товары так или иначе, прямо или косвенно завязаны на валютный курс», – подчеркнул Гарегин Тосунян.
Между тем в Банке России называют основным фактором девальвации рубля изменения в торговом балансе и уверяют, что рисков финансовой стабильности нет. Отчасти с таким объяснением согласился еще один участник пресс-конференции, директор по стратегии в инвестиционной компании «ФИНАМ» Ярослав Кабаков:
«Курс рубля уронили покупатели доллара. Их очень много, и сейчас они все пытаются скупать доллары, а предложение ограничено. И, конечно же, комментарии ЦБ РФ звучат именно в этом контексте: приток долларов и юаней на российский рынок недостаточен для того, чтобы удовлетворить тот спрос, который мы сейчас наблюдаем. Причин у этого несколько… Во-первых, за последний год у нас восстановился импорт; во-вторых, цены на нефть снизились. В результате баланс между валютной выручкой и платежами по импортным поставкам сейчас не в пользу укрепления рубля. То есть спрос на иностранную валюту сейчас превалирует. Кроме этого, наши банки сейчас активно наращивают кредитование населения, и оно сейчас активно реализует отложенный спрос (в том числе и по товарам длительного пользования). И это в некоторой степени формирует такой «самозаводящийся механизм», когда спрос увеличивается, а этих товаров мы внутри России не производим, соответственно это стимулирует импорт, он увеличивается, цены растут. Импортерам необходимо больше средств, чтобы эти товары покупать и т. д. (…) А РФ имеет определенные проблемы с притоком иностранной валюты из-за проблем с экспортом. Например, экспорт в Индию не приносит нам особых результатов по притоку долларов и юаней, только фактически мертвые статьи доходов по рупиям».
По мнению Ярослава Кабакова, мы сейчас переживаем период попыток как-то гармонизировать и стабилизировать потребительский спрос с потоками импорта и соотнести все это с текущим экспортом в рамках санкционного давления.
Сергей Ишков.
Фото Сергея Киселёва / агентство «Москва»
Очень неприятная ситуация с валютой! И путевки за границу стали очень дороги с новым курсом, и наличку трудно купить в банках!
Что есть-то есть, ни баланса, ни гармонии. Народ выживает, рубль сам что -ли падает или кто им помогает? “Лжи много, а правда одна”.