Центральная Городская Деловая Библиотека (ЦГДБ) Москвы создана в начале 1995 года в результате реализации совместного международного проекта на базе библиотеки №98 Северо-Восточного округа. Учредителем ГБУК г. Москвы «ЦГДБ» является город Москва. А функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент культуры города Москвы.
В основе концепции ее развития – соответствие библиотеки информационно-образовательному и культурно-просветительскому центру, ориентированному на решение социальных задач.
Сегодня наша беседа – с директором ЦГДБ Натальей Забелиной.
Лето как маленькая повесть
– Наталья Аветиковна, какие события прошли и еще состоятся этим летом в библиотеке?
– Наверное, начнем разговор с того, что библиотеки сегодня – учреждения многофункциональные. Это принципиально. И, помимо основной задачи соответствовать информационно-образовательному и культурно-просветительскому центру, наша деятельность направлена и на решение в том числе социальных проблем.
Совсем недавно в нашем Литературном сквере прошла уникальная фотовыставка «Искусство чистой воды». На ней отображена история одной из крупнейших водных компаний страны – АО «Мосводоканал». Вернисаж вызвал интерес, ведь не многие знают, как в столице производят питьевую воду и что современный процесс водоотведения – безотходное, высокотехнологичное производство.
Летом стараемся сделать акцент на детские мероприятия, ведь многие из ребят не имеют возможности уехать из города. Для них проводим мастер-классы, деловые игры. Недавно провели для малышей конкурс рисунка на асфальте «Волшебный мелок». Дети рисовали, как они видят этот мир.
Книги перевозит внутренняя «железная дорога»
В регионах России в рамках национального проекта «Культура» с 2019 года открываются модельные муниципальные библиотеки. До 2026 года планируется открыть не менее 660 современных городских учреждений со свободным доступом. Они станут центром образования, а их деятельность связана с творческим и духовным развитием современного поколения. Автор этих строк за последние несколько лет посетила многие из открывшихся подобных учреждений культуры в разных регионах, от Мурманска до Владивостока. Однако именно Москва всегда была центром передового опыта, в том числе и в рамах развития культурных инициатив. ЦГДБ не относится к разряду модельных, но многие начинания, взятые за основу построения модельных библиотек, прорастают именно здесь.
– Наша библиотека первая в России внедрила автоматизированные технологии, – говорит Наталья Аветиковна. – С 1994 года мы начали автоматизацию библиотечных процессов, а с 2007-го перешли на технологию радиочастотной идентификации (RFID).
Сегодня в библиотеке вы получаете электронный читательский билет – это ваше первое взаимодействие с библиотекарем, а дальше можете самостоятельно, без посторонних услуг получить книгу или ее сдать. Эту работу за библиотекаря выполняют роботы. Вы приходите, и у вас на руках пять-шесть книг, вы кладете их на станцию книговыдачи, сканируете и видите на дисплее всю историю своего читательского билета. Таким образом, мы ушли от бумажной рутины.
Также внедрена система SWISSLOG. Это внутренняя «железная дорога», которая перевозит книги из отдела в отдел. Читателю не надо ходить с формуляром, а библиотекарю его заполнять.
Культурный центр притяжения
– И что, библиотекарь сегодня – «уходящая натура»?
– Нужно разобраться в предназначении библиотекаря. Ведь это человек с высшим образованием, как правило профильным. И он не должен тратить свои знания, энергию и опыт на то, чтобы просто записывать информацию в формуляр читателя. Главная задача в том, что читатель и библиотекарь очень плотно взаимодействуют.
Библиотека осталась библиотекой. Для нас это важно. Но она должна жить, и для этого надо менять формат взаимоотношений. Читатель пришел к нам за юридической услугой – мы должны дать книги по юриспруденции, он пришел по вопросам психологии – представили данные книги.
По сути, сегодня библиотеки – это культурные центры. Здесь человек получает комплекс услуг. Посетитель может не просто взять книгу, а прийти и позаниматься, посидеть с наушниками в медиатеке, посмотреть фильм, поучаствовать в мероприятии или в кружках.
У нас огромная программа «Активное долголетие», 11 групп. Есть занятия по компьютерной грамотности, а есть гуманитарные проекты. И везде нужны специалисты.
Наши библиотекари проходят обучение, получают сертификаты и профессионально занимаются этой работой. Большой популярностью у долголетов пользуются экскурсии по Москве. Люди побывали на экскурсии, им захотелось узнать больше – наш сотрудник и лекцию провел, и книги по теме подобрал. Идем в театры – целая серия книг об их истории и об интересных личностях. Так что у библиотекарей огромный ресурс. У нас работают универсалы, освоившие смежные профессии: экскурсовода, психолога, юриста и т. д. Это существенно расширяет функционал самой библиотеки.
Что может предложить Деловая библиотека?
Когда-то Рэй Брэдбери написал: «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку».
Конечно, сегодня с таким «дипломом» вряд ли примут на работу, но именно в стенах библиотеки человеку помогут «научиться учиться», и в этом смысле писатель-фантаст был недалек от истины. Но в современном мире не обойтись без инноваций, которые позволяют практически в режиме реального времени получить доступную информацию, находясь в любой точке мира.
– Что может предложить в этом смысле Деловая библиотека?
– На сегодняшний день во всех публичных библиотеках столицы обеспечен доступ к просмотру изданий Национальной электронной библиотеки. Уже несколько лет действует бесплатная услуга СМС-информирования читателей о возврате книги. Также у библиотек столицы появился бот-помощник, который оперативно может рассказать о местонахождении ближайшего хранилища, его услугах, а также записать жалобы и предложения читателей. Наша библиотека совместно с ООО «Ивис» – крупнейшим российским агрегатором периодических изданий – является координатором проекта по формированию электронных ресурсов удаленного доступа.
Кроме того, ЦГДБ располагает особым фондом, который мы собирали многие годы и который рассчитан на определенную категорию людей. Основу фондов составляют книги по экономике, маркетингу, финансам, статистике, праву, психологии, то есть все, что связано с деловой тематикой. Формировать такой фонд непросто, и по запросу наших читателей мы можем приобрести книгу, которую издавали не в нашем государстве. В качестве примера хотелось бы рассказать о том, что господин Греф, возглавляющий Сбербанк России, вывесил на своем сайте список из 70 книг, которые он рекомендовал прочитать своим менеджерам. Было приятно, что все эти книги имелись в нашей библиотеке. И многие сотрудники отделений Сбербанка звонили нам, чтобы уточнить их наличие.
– С удовольствием ознакомилась с вашим сайтом. Очень понравился раздел, где вы предлагаете топ книг для чтения по самой разной тематике.
– В век интернета было бы странно не воспользоваться современными возможностями. Мы говорим о нашей деятельности в соцсетях, размещаем информацию о новинках на сайте и, более того, приглашаем читателей к дискуссии. Не просто вывешиваем информацию, нам нужна обратная связь. В современном мире люди очень заняты, они решают свои материально-бытовые проблемы. И если сегодня библиотека не пойдет к читателю сама, если она не будет его информировать, то люди и не будут знать о том, что в нашем библиотечном мире происходит.
Мир спасет книга
Представьте ситуацию: в деревне, где вы решили провести лето, произошла авария, уже неделю нет электричества, все средства связи отключены, в том числе и интернет. Как узнать расписание электричек, которые ходят там не так часто? Только на бумажном носителе. Запасливые деревенские жители тщательно хранят такие справочники. Конечно, бумажные издания никогда не канут в Лету. Как эпоха телевидения не смогла заменить кино, походы в которое всегда увлекательное путешествие.
– Наталья Аветиковна, что вы думаете на этот счет?
– Отношусь с пониманием к электронным изданиям и сама ими пользуюсь, это удобно. Но классический вариант книги априори мне ближе. Если же книга бумажная утратит свои позиции, то, значит, человек утратит свою идентичность. Наш мозг устроен для постепенного восприятия информации, электронные тексты своими поисковыми возможностями сбивают этот обусловленный особенностями человеческого мозга способ познания мира, клиповое сознание, выхватывающее только отдельные фрагменты, перестает создавать информацию, человек способен только ее потреблять, а это откат в развитии. Неслучайно сейчас многие люди запрещают своим детям пользоваться компьютерами, понимая эту опасность.
– Завершая нашу беседу, продолжите фразу: «Библиотека в моей жизни – это…»
– У меня одна запись в трудовой книжке, менялись только должности. Я всю жизнь работаю в библиотеке, а это ни много ни мало 51 год. Для меня библиотека – это жизнь! Но на первом месте моя семья. Это, конечно, разные величины и разные поля. У меня три высших образования, и училась я исключительно для того, чтобы улучшить качество работы в своей родной библиотеке. Сама жизнь предъявляла требования, иначе не будешь профессионалом. Для меня самое ужасное – что я что-то не знаю. Очень многое из навыков, что приобрела, зарождалось из этого желания познавать новое. Библиотека в моей жизни – это моя жизнь!
Нина ДОНСКИХ.