25 июля исполнилось 80 лет российскому режиссеру, народному артисту РФ, профессору и художественному руководителю Государственного «Московского театрального центра «Вишнёвый сад» Александру Вилькину.
– Александр Михайлович, обратила внимание, что в вашем театре классика из репертуара не выходит. Фамилии Шукшина, Чехова, Шекспира, Островского – постоянные гости афиши. И на ней хотя бы раз за год непременно добавляется очередное классическое название. Это дань традиции?
– Знаете, почему я с таким трепетом отношусь к классике? Есть бородатый анекдот о музыканте, в двадцать лет уверенного в том, что он – единственный композитор на свете. Через десяток лет он думает, что существует два композитора – он и Моцарт. Еще через два десятка лет он приходит к убеждению, что есть двое – Моцарт и он. Ну а уже в семьдесят понимает, что есть один Моцарт.
Так и режиссеры. Многие из них в двадцать убеждены, что в работе с классикой необходимо показать свой взгляд на произведение. В тридцать начинают догадываться, что, кроме них, есть еще и, например, Гоголь. В пятьдесят изменяется последовательность фамилий.
– Ну а в вашем возрасте?
– В моем все предельно просто: есть только Гоголь.
– Я, кстати, обратила внимание, что именно фамилия Гоголя в вашей афише повторяется несколько раз – и «Женитьба», и «Ночь перед Рождеством»… Гоголевские темы остаются особо актуальными сегодня?
– «Женитьба» – это тема одиночества, человеческой неустроенности и попытки найти тепло в этом мире, желания понять друг друга. Думаю, что это важно было как во времена Гоголя, так и сегодня – тут мало что поменялось. Когда я ставил «Женитьбу», у меня не было никаких режиссерских амбиций – не по возрасту. В этой пьесе все предельно умно, просто и совершенно ясно, и обо всем, что он писал в этом произведении, надо думать и говорить.
– То есть вы, по меткому выражению Бориса Пастернака, тут как раз и «впали в простоту», как в неслыханную «ересь»?
– В некоем смысле да. Потому что часто за комедийной внешней формой часто теряется глубинная боль Николая Васильевича, его собственно ощущение того, чем живут люди.
– Я знаю, что у вас работают «режиссерские мастерские», где молодежь как раз самовыражается, как хочет. «Выхлоп» есть?
– Те работы, которые перспективны, которые представляют интерес, постепенно занимают место в нашем репертуаре. Так, в мастерских родился репертуарный спектакль «Прекрасные люди», поставленный Ксенией Роменковой по тургеневской пьесе «Месяц в деревне». Оттуда же вырос спектакль Славомира Мрожека «Эмигранты» Антона Хавари.
– «Все мы понемногу эмигранты, все плывем неведомо куда»? Тема «эмиграции» актуальна сегодня.
– Да, в этой постановке есть точная мысль о том, что все мы в какой-то момент жизни в определенных обстоятельствах становимся эмигрантами, чувствуем себя ими. Этот спектакль – попытка разобраться, как выжить в такой эмиграции, где взять опорные точки, и убежден, что это действительно важная тема.
Елена Булова, по материалам «Мой Дом Москва»
Фото с сайта Государственного «Московского театрального центра «Вишнёвый сад»