Вчера, 30 августа, мы рассказывали о том, что в этот день было принято отмечать Вдовий день. Издревле в этот день было принято помогать женщинам, оставшимся без сильной мужской опоры.
В честь праздника доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ) Александра Емельянова презентовала исследование «Заключение брака в Москве XIX в.: социокультурные практики». Она провела анализ метрических книг Никитского и Замоскворецкого сороков за несколько лет XIX века и сделала некоторые выводы о том, каково было социальное и общественное положение вдов-мещанок в Москве, а также в Севастополе в XIX веке.
Оказывается, в первой половине XIX веке в целом в России второй раз женились 23% мужчин, а замуж повторно выходили лишь 4% женщин. Женами вдовцов часто становились похоронившие мужей женщины. А вот жениться холостяку на вдове считалось зазорным.
Как считает Александра Емельянова, московские обыватели придерживались иных взглядов. Большинство московских вдов повторно вступали в брак с холостяками. В Москве доля холостяков составляла 70-87% от всех вторых мужей мещанок, то есть большинство женихов московских вдов ни разу не были женаты. Вдовам в Москве не так уж сложно было найти новую партию, а московский холостяк не считал постыдным венчаться с вдовой, порой вдвое старше него. Например, был зафиксирован брак 20-летнего кондитера и 39-летней вдовы вахмистра.
Объясняются такие вольности квартирным вопросом, который, если верить классику, испортил москвичей. Московское мещанство активно пополнялось за счет вольноотпущенных крепостных, подавляющее большинство которых не имели в городе своего угла. Так что наличие недвижимости у вдов делало их на брачном рынке востребованными. С другой стороны, вдове было выгодно вступить в новый брак, чтобы иметь кормильца и защитника.
Кстати, еще в одном российском городе положение вдов было еще более выгодным, чем в Москве. В Севастополе в первой половине XIX в. на одну женщину приходилось 9-10 мужчин детородного возраста, а это, заметим, исключительно военные или моряки. Представительницы прекрасного пола без труда выходили замуж не то, что два, а даже три раза, что в других регионах было немыслимо.
Мона Платонова.
На снимке: кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»