Деменция: как избежать и что делать, если больны родные

В дни проведения Московского урбанистического форума на его площадке в Гостином Дворе ежедневно проходит иммерсивное шоу «Деменция. Есть ли завтра?». Оно помогает понять, как проходит жизнь человека с деменцией, и узнать о возможностях получить поддержку от города. «Московская правда» в свою очередь решила выяснить, что нужно знать о проблемах с памятью и снижением когнитивной функции мозга, чтобы предупредить их развитие, и что делать, если деменцией страдают близкие люди. Об этом мы побеседовали с автором и ведущей проекта поддержки для родственников людей с деменцией «Клуб ответственных детей», президентом АНО «Даримедиа» Екатериной Медведевой.

Фото atlascompany / Freepik
Фото atlascompany / Freepik

– Екатерина Васильевна, что можно предпринять, чтобы как можно дольше сохранять активность мозга и предупредить снижение его когнитивных функций?

– Нарушение когнитивных функций – это не только проблемы с памятью. И это не нормальное старение. Скажем так, это не обязательное условие. Не все, старея, потеряют память и другие когнитивные навыки. С другой стороны, причин, по которым что-то может пойти не так, великое множество. И это не только болезнь Альцгеймера.

По большому счету не обязательно знать о том, как именно работает мозг, память, как устроена речь и какой у нас уровень интеллекта, чтобы предотвратить или хотя бы отодвинуть деменцию.

Кроме стандартных рекомендаций для профилактики старения в принципе, таких как правильное питание и физическая активность, для сохранения ясного ума и твердой памяти важно знать только одно: то, чем мы не сильно и не часто пользуемся, стареет и приходит в негодность быстрее. Так, если долго не двигаться – мышцы атрофируются. Поэтому, если нам хочется сохранить память и интеллект, мозг надо постоянно нагружать.

Здесь на помощь приходят и новые, непривычные занятия. Не только интеллектуальные, такие как изучение языков или разгадывание кроссвордов.  Например, занятие танцами, приобретение новых двигательных навыков, рисование, игра на музыкальных инструментах, все занятия, связанные с мелкой моторикой, например вязание. Особенно хорошо, если до этого человек никогда этим не занимался.

Ощутимый результат дают специальные упражнения, которые раньше использовали для развития детей, а сейчас вовсю применяются взрослыми разных возрастов.  Нейробика, нейрофитнес, зарядка для мозга, все эти странные и забавные упражнения стоит включить в свой «рацион».

Да даже ходить непривычными маршрутами или попробовать чистить зубы другой, не ведущей рукой уже будет зарядкой для мозга.

Самое главное, чтобы было сложно и не сразу получалось. Потому что как только начало получаться, занятие – если оно нравится – стоит перевести в разряд хобби, что тоже приятно, но не очень эффективно с точки зрения тренировки мозга. Поэтому, если вы всю жизнь учите английский, играете на фортепиано или как орешки щелкаете кроссворды, стоит обратить внимание на новые, еще не изученные занятия.

– Можно ли распознать признаки деменции на начальной стадии?

– Мой главный принцип: «Если вам показалось, то вам не показалось».

К сожалению, близкие чаще всего пропускают первые признаки. И вторые, и третьи. В большинстве случаев за помощью обращаются, когда проходит достаточно много времени – пять, а то и 10 лет после появления первых тревожных звоночков.

Мы склонны большинство изменений у наших близких списывать на возраст, естественное старение, все что угодно, лишь бы не признавать, что есть проблемы.

Тем не менее, если человек стал более рассеянным, часто забывает, куда положил какие-то вещи, путается в датах, событиях, забывает то, о чем вы недавно разговаривали и о чем договорились…

Тревожным сигналом следует считать, если человек стал медленнее разговаривать, делает паузы (подбирает слово) или стал использовать для обозначения разных предметов одно слово, например «штучка», «вещь». Или вы наблюдаете изменения в поведении – стал более апатичный или, наоборот, излишне развязный, позволяет себе крепкие выражения, хотя раньше никогда не ругался.

Еще один признак, который обычно пролетает мимо нашего внимания, это более яркое, порой даже абсурдное и гротескное проявление характерных черт личности. Например, если я слышу «да у нее всегда был сложных характер», это достаточно серьезный повод порекомендовать тестирование на когнитивные функции. За всю мою практику пока не случалось, что это был просто характер.

– И что делать, если такие признаки проявляются у близких?

– В идеале – обратиться за помощью к специалистам. Но тут возникает вопрос: как уговорить своего родственника, маму или папу, пойти к врачу.

Я бы предложила для начала более серьезно погрузиться в тему: почитать статьи, посмотреть информацию на специализированных сайтах, послушать какие-нибудь популярные лекции на эту тему.

Можно аккуратно поговорить на тему профилактики, может быть, предложить вместе пройти тестирование, хотя бы в интернете. Это очень деликатная тема, потому что если уж нам страшно признать такую проблему, человеку, который это проживает внутри себя, сложнее во много раз. Это надо понимать.

– Как посоветуете общаться с родными, если у них прогрессирует деменция?

– Каких-то универсальных способов нет. Многое зависит и от стадии развития когнитивных изменений, и отношений, которые изначально сложились в семье, и многих других факторов.

Общение с людьми с деменцией – это очень творческий процесс, если можно так сказать.

Тем не менее есть вещи, которые совершенно точно не стоит делать. Например, ругать человека за то, что он повторяет вопрос, который только что задавал. Ругать вообще ни за что не стоит. Даже если вам надоело, вы расстроены, раздражены или в отчаянии – всё это не повод. Они не специально. Не издеваются, и какой бы ужасный характер у них ни был – все эти проявления уже не злонамеренные издевки и не тренировка ваших нервов. Сейчас это уже результат неправильной работы мозга, которую, к сожалению, вряд ли удастся сильно улучшить.

Не нужно спорить и доказывать свою правоту. Лучше подождать какое-то время и попробовать поговорить еще раз.

На определенных этапах не стоит давать обширный выбор и задавать открытые вопросы по типу «что ты хочешь на ужин», заменив их на выбор из двух вариантов. С какого-то периода и вовсе придется отказаться от подобных вопросов, заменив их на приглашение «пойдем ужинать».

Еще надо будет научиться держать баланс между помощью и самостоятельностью. С одной стороны, если вы все станете делать за человека, деменция будет прогрессировать быстрее. С другой – сильно усердствовать и заставлять больного что-то делать тоже не стоит. Например, если человеку сложно что-то вспомнить – не надо торопиться ему напоминать или задавать много наводящих вопросов. Иногда стоит напомнить начало слова или фразы, чтобы человек смог сориентироваться.

Например, на вопрос «какой сегодня день» не стоит сразу давать ответ. Можно предложить вспомнить: «Давай вспоминать, вчера какой был?» Если это не сработало, то сначала сказать: «Вчера был понедельник, значит, сегодня?..»

Но если это вызывает раздражение, то надо сказать, что сегодня, к примеру, вторник, и повторить это такое количество раз, какое потребуется. Да, это выматывает, вполне может вызывать раздражение и много других неприятных эмоций, но они точно не помощники в общении с пожилыми с деменцией.

– Можно ли как-то улучшить состояние больного, если дошло до такой стадии?

– На такой стадии болезнь, скорее всего, необратима, но отчаиваться не стоит.

Во-первых, можно не только улучшить состояние человека с таким диагнозом, причем в некоторых случаях довольно ощутимо, но и сгладить проявления и симптомы, которые усложняют процесс общения и заботы о таком подопечном.

Во-вторых, процесс развития когнитивных нарушений можно существенно затормозить.

И важно знать, что в такой ситуации не стоит отказываться от помощи. От любой. Чем больше людей задействовано, тем эффективнее будет уход и меньше вероятность выгорания кого-то из ухаживающих.

Нужна и помощь врача, который назначит необходимые препараты и в процессе будет их корректировать.

Я бы советовала не откладывая обратиться за профессиональной помощью, даже когда человек еще самостоятельно справляется с проблемой. Потому что ему как минимум нужно общение, которое он сам себе точно не обеспечит.

А ухаживающему в идеале стоит найти группу поддержки, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание.

– Можно ли оставлять человека с деменцией дома одного?

– Сложно сказать однозначно. Одного, конечно, лучше не оставлять вообще ни на какой стадии деменции. Даже если кажется, что все хорошо. В любой момент человек может, например, выйти на улицу прогуляться, потерять ориентацию и в итоге заблудиться.

С другой стороны, гиперопека и тотальное лишение самостоятельности тоже не пойдет на пользу. Просто в зависимости от этапа развития нарушений граница самостоятельности будет постепенно смещаться.

При этом нужно знать, что одиночество само по себе является фактором, способствующим развитию деменции даже у здоровых пожилых людей. Поэтому когда диагноз уже стоит, даже если проявления незначительные, – чем больше общения и меньше одиночества, тем лучше.

– Уход за людьми с деменцией сложен и с физической, и с психологической точки зрения. Но отдать родного человека в пансионат тоже совесть не позволяет. Что же делать, чтобы и интересы больного человека соблюсти, и самому не выгореть эмоционально?

– У нас существует заблуждение, что «дома и стены лечат», многие боятся отдавать своих родных в пансионат, но при этом не боятся держать их взаперти и одиночестве в «родных» стенах, как в клетках.

Одному физически сложно ухаживать за пожилым с деменцией. Трудно соблюдать режим питания, бывает сложно выйти погулять. Не потому, что лень, а потому, что, например, в доме без лифта с пятого этажа спуститься пожилому человеку еще реально, а вот обратно подняться – уже точно нет. И в итоге большую часть времени он находится наедине с собой или телевизором. Не всегда ест, потому что забывает. И годами не выходит из дома.

Понятно, что по поводу специализированных учреждений существует много негативных мнений, к сожалению, они бывают небезосновательны. Но хороший пансионат найти можно. И в нем, как бы кощунственно это ни звучало, человеку может быть гораздо лучше, чем дома, даже с приходящей сиделкой и вниманием близких.

В конце концов не обязательно «сдавать» своих родственников в пансионат раз и навсегда. Никто не запрещает навещать их хоть каждый день.

– Но хорошие пансионаты, как правило, частные и не каждому по карману.

– Это еще одно заблуждение. Сейчас действуют меры господдержки, которые позволяют частично оплачивать пребывание в пансионате средствами пенсии больного, а оставшуюся сумму доплачивает государство.

Беседу вела Алёна Фомина.

Фото atlascompany / Freepik

Фото atlascompany / Freepik

Добавить комментарий