Об этом в ходе пресс-конференции в ОСН предупредил туристов, собирающихся выехать за рубеж, вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.
Как отметил Дмитрий Кузнецов, после начала СВО на фоне негативно изменяющейся общественно-политической среды в ряде стран медики стараются не оказывать российским туристам медицинскую помощь, которая гарантирована им страховкой: они требуют оплаты непосредственно при оказании медицинской помощи. В таких случаях, по его словам, потраченные средства компенсировались туристам после возвращения на родину:
«Довольно часто мы сталкивались с такими случаями в первой половине прошлого года, и страховые компании заранее предупреждали туристов о такой возможности. Вторая история, которая туристами часто воспринимается как проблема, связана с тем, что человек не уточнил для себя заранее, что конкретно покрывается страховой программой. Дело в том, что страховка, которая предоставляется большинством компаний, предусматривает в первую очередь защиту от проблем при получении медицинской помощи; во вторых, она может быть расширенной: это может быть не только транспортировка до места жительства в РФ в случае тяжелого состояния пациента, но она может быть расширена до случаев, связанных с хищением багажа или страхования от несчастного случая. Но надо понимать, что в среднем для минимизации расходов при покупке страховки покрываются те вещи, которые связаны с ухудшением состояния здоровья, но определенная ответственность на человеке сохраняется. То есть если человек просто заснул на пляже и при этом получил достаточно сильные ожоги – это в определенной степени его вина. И в подобных ситуациях помощь ему может быть предложена за собственные средства. Или если человек на отдыхе занимается активным спортом, думая, что, случись что, страховочка у него все равно есть. Но травма, которая получена при занятии активным спортом, стандартным рядом страховки не покрывается».
Еще один участник пресс-конференции, член Совета Федерации Федерального Собрания Владимир Круглый также посоветовал всем российским туристам, собирающимся выехать за рубеж, очень внимательно читать договор:
«Там есть много нюансов… Например, обострение хронических заболеваний входит в него или не входит. Или уже упомянутые травмы, полученные при занятии спортом? И так далее. Есть очень важный момент: достаточно часто страховка оформляется не самим человеком (например, едет он в командировку, и ему приносят уже готовый полис), и в таких случаях полис надо тоже очень внимательно изучить с тем, чтобы понять, что входит в страховой случай, а что не входит, и, возможно, расширить его какими-то дополнительными опциями. Я еще хочу обратить внимание на то, что у нас в Министерстве здравоохранения РФ существует специальный отдел, который занимается транспортировкой граждан РФ, которые за границей по тем или иным причинам попали в госпиталь, и их необходимо транспортировать. Есть специальная служба врачей сопровождения, и она бесплатна для граждан. Ну да, какие-то расходы при этом возникают: при такой ситуации нужно оплатить еще два места, потому что носилочное место занимает три места в рейсовом самолете. Но важно знать, что такая служба существует».
Как посетовал еще один участник обсуждения, автор телеграм-канала Юридические новости-Туризм, руководитель правового комитета Российского союза туриндустрии Георгий Мохов, наши туристы чаще всего вообще не читают страховой полис, и поэтому в большинстве случаев они даже не представляют, какой страховой случай может произойти во время их отдыха, каким образом им при этом действовать и какие исключения из страховых случаев предусмотрены:
«Если раньше страховые полисы и договор были хотя бы в бумажном виде, и когда туристы летели в самолете, просто от нечего делать они могли почитать и эти документы, то сейчас в электронном виде никто ничего не читает, никто ничего в большинстве случаев не знает. Поэтому, по нашей многолетней статистике, до 70% случаев обращений – это, как правило, обострение хронических заболеваний либо другие ситуации, которые попадают под исключения. Понимаете, когда турист в пьяном виде пробивает головой витрину в магазине, ему, безусловно, окажут первую медицинскую помощь, но всё последующее лечение он оплатит сам, за свой счет. Именно вот это недопонимание, что входит в страховой полис, что нет, на что он распространяется и какое страховое покрытие предусматривает, и приводит в большинстве случаев к какого-то рода конфликтам, когда люди думают, что им должны полностью оплатить всё лечение, а выясняется, что у них страховой суммы не хватает, что у них вообще обострение хронических заболеваний, или за рубеж вылетела беременная женщина. Кстати, в большинство программ не входит страхование на случаи беременности».
Вот это недопонимание и отсутствие элементарного любопытства и приводит, по мнению страховщиков, к достаточно многочисленным конфликтным ситуациям.
Сергей Ишков.
Фото pvproductions / Freepik