25 сентября 1945 года в СССР был совершен рекордный затяжной прыжок из стратосферы. Его выполнил инструктор-испытатель парашютов и катапультных установок НИИ ВВС полковник Василий Романюк.

С окончанием Великой Отечественной войны парашютизм в СССР вновь приобрел характер массового спорта и нашел себе много мирных применений. Советские парашютисты возобновили борьбу за повышение высоты прыжка, главной целью которой было проведение испытаний различных систем и снаряжения, применяемых в авиации, космонавтике, армии и спорте.
Парашютисты-испытатели прыгали с новыми типами парашютов, опробовали катапультные установки, испытывали различное снаряжение, приборы, кислородное оборудование, катапультировались с различных типов самолетов, на разных скоростях, совершенствовали новую технику.
Инструктор-испытатель Василий Романюк совершил прыжок, ставший мировым рекордом как по высоте, так и по длительности падения с нераскрытым парашютом. В то время опыта подобных прыжков практически не было. Барографы показали, что спортсмен покинул самолет на высоте 13 тыс. 108,5 метра. В свободном падении он пробыл 167 секунд и раскрыл парашют на высоте 1000 метров. Два года спустя он совершил прыжок с высоты 13 тыс. 400 метров с немедленным раскрытием парашюта.

Романюк первый в мире выполнил 3 тысячи прыжков с парашютом, установил 18 мировых и ряд всесоюзных рекордов, ему были присвоены звания заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР. В авиационном спорте Василия Григорьевича называют парашютистом №1.
За испытания парашютной техники и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм 9 сентября 1957 года Романюк, первый среди парашютистов-испытателей, был удостоен звания Героя Советского Союза. Он также награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.
У Романюка были ученики и продолжатели. Среди них — Петр Долгов и Евгений Андреев. В 1947 году Андреева и Долгова направили в НИИ ВВС, где зачислили в группу испытателей парашютной техники и катапульт Василия Романюка.
Мало кто знал, что с 1954 года майор Андреев ходил (и совершал прыжки) в ортопедическом ботинке, поскольку одна нога стал короче другой вследствие травмы при одном из прыжков. Более того, ногу вообще хотели отнять, но Андреев воспротивился, и врачам удалось совершить практически чудо, а испытатель сумел вернуться в строй.
«Весной 1954 года необходимо было провести цикл испытаний противоперегрузочного костюма и кислородной маски. Противоперегрузочные костюмы — это матерчатые жилет и брюки с резиновыми трубчатыми камерами. При возрастании ускорений в камеры автоматически подается сжатый воздух, и тогда костюм обжимает живот и ноги, препятствуя перемещению крови, – пишет в своей книге «Небо вокруг меня» Евгений Андреев (издательство ДОСААФ СССР, 1983 год). – Надежность этого снаряжения поручили проверить П.И. Долгову, Н.К. Никитину и мне. Необходимо было выполнить программу катапультирований со скоростного бомбардировщика. <…> Высота полторы тысячи метров, скорость семьсот пятьдесят километров в час, высота раскрытия парашюта восемьсот метров. Выходим на последнюю прямую. Разгон, стрелка указателя скорости застыла на цифре семьсот пятьдесят, а высотомера — полторы тысячи. Впереди вижу площадку и расчетную точку катапультирования. Плотнее прижимаюсь к креслу, упираюсь ногами в его подножки, а головой — в заголовник. По команде стискиваю рычаги выстрела кресла. Меня выбрасывает из кабины и тут же пронзает резкая, обжигающая боль в бедре. Из-за несимметричного обтекания попадаю в штопор. Вижу, как моя правая нога, словно посторонний предмет, лежит горизонтально на потоке воздуха под углом в девяносто градусов к туловищу. Сомнений нет — перелом. Раскинул руки, вышел из штопора, выдернул кольцо парашюта. Перебитая нога висит за круговой лямкой подвесной системы. С трудом подтянув ее за штанину летного комбинезона, положил на вытянутую левую ногу. Открыл запасной парашют. К моему счастью, ветер был очень слабый, и купола парашюта послушно улеглись рядом. Тут же подъехал врач и с ним П.И. Долгов.
— Ну, что лежишь? — спросил Петр Иванович.
— Ногу сломал.
— Да нет, наверное, трещина, — усомнился Долгов. Но нога лежала так, что никакого сомнения относительно перелома не было. Консилиум врачей в институте имени Склифосовского подтвердил первый диагноз. Заключение врачей: раздробленная кость срастись не может, слишком велика поверхность повреждения — более шестнадцати сантиметров рассеченного на мелкие кусочки бедра. Нужна немедленная ампутация правой ноги. «Стать инвалидом?! В двадцать семь лет!» Гибель планов, потеря любимой работы!
— Я не согласен! Все, только не ампутация! — категорически заявил я.
И вот, когда казалось, что приговор авторитетной медицины окончательный и обжалованию не подлежит, вступил в борьбу за мою судьбу доктор Алексей Васильевич Смирнов, лечащий врач. Он хорошо понимал, что такое для парашютиста потеря ноги. Договорившись с хирургами о методе лечения, Алексей Васильевич обнадежил:
— Попробуем обойтись без ампутации. Но от тебя потребуется огромное терпение. Будем вытягивать ногу, будем склеивать кости, вставлять штифты. Выдержишь?»

И Евгений Андреев выдержал:
«И вот я вновь в строю! Это огромная радость: опять небо вокруг меня! Прыгаю много, с охотой».
Начало 1960-х годов в Советском Союзе ознаменовалось энергичным развитием военной авиации. В условиях холодной войны в нашей стране широко внедрялись новые реактивные машины, системы и оборудование; началось освоение человеком стратосферы, а после и космического пространства. В СССР еще в 1930-е годы проявляли большой интерес к аэростатам, с их использованием было установлено несколько рекордов. Перед войной интерес к этой теме угас, так как надо было решать другие задачи. Однако в середине 1950-х годов американцы буквально заполонили воздушное пространство СССР разведывательными аэростатами, оборудованными высотными фотокамерами, и пришлось срочно принимать, как сейчас говорят, «зеркальные» меры.
В 1956 году одного из создателей истребителя ЛаГГ-3 Михаила Гудкова назначили главным конструктором ОКБ-424 и поставили ему задачу создать аппарат, аналогичный американским «тихоходным разведчикам». Через два года Гудков предложил создать стратостат, способный подниматься на высоту 25 км.
В описаниях программы эксперимента «Звезда», для которого и строился такой стратостат, получивший название «Волга», есть расхождения. Одни источники говорят о выдающемся конструкторе ракетно-космических систем Сергее Королеве как главном заказчике — cекретный эксперимент «Звезда» проводился под его руководством и предназначался для тестирования спуска космических модулей на Землю в целях отработки неожиданных сценариев чрезвычайных происшествий, чтобы обезопасить космонавтов от гибели при посадке.
Другие отмечают, что, хотя гондола «Волги» была создана на основе спускаемого аппарата корабля «Восток», а оба испытателя облачились в высотные компенсационные костюмы, напоминающие скафандры, этот полет с советской космической программой связан не был. А заказчиком эксперимента выступили Военно-воздушные силы СССР — в ходе испытаний военные планировали протестировать снаряжение для систем спасения, которыми предполагалось оснастить высотные самолеты-разведчики Як-25 РВ.
В надутом состоянии длина оболочки построенного ОКБ-424 стратостата «Волга» превышала 100 метров, объем ее составлял 72 тыс. 900 кубометров. Герметичная гондола стратостата, рассчитанная на размещение двух человек в скафандрах, напоминала спускаемый аппарат космического корабля.
Весной 1962 года полковник Василий Романюк вызвал Долгова и Андреева к себе:
«Требуется испытать новое высотное снаряжение в условиях стратосферы. Прыгать будете почти из космоса. Опыта в мировой практике пока нет. Американцы бросали манекен с той высоты, с какой придется прыгать вам, но установленные на нем датчики зафиксировали большие перегрузки во время штопора при свободном падении, и они отказались от эксперимента с человеком. Командование предлагает поручить эти испытания вам».
Петр Долгов и Евгений Андреев тут же согласились выполнить это ответственное и необычное задание.
«Размышляя над предстоящим прыжком, Петр Иванович Долгов разработал новую схему ввода парашюта, которую сам же и испытал, выполнив целую серию прыжков, – рассказывает в своей книге Е. Андреев. – Для выполнения задания был выбран стратостат «Волга», на котором до нас никто не летал. П.И. Долгов был назначен командиром нашего экипажа. <…>
Высота, с которой предстояло прыгать, немногим меньше тридцати тысяч метров. По заданию я должен был покинуть корабль и падать, не раскрывая парашюта, до высоты тысяча метров. Время свободного падения — пять минут, а наибольшая расчетная скорость свободного падения — двести сорок метров в секунду, то есть около девятисот километров в час. П.И. Долгову предстояло после покидания корабля сразу раскрыть парашют, то есть снижаться в течение тридцати восьми минут».

1 ноября 1962 года состоялся рекордный полет на стратостате «Волга» с парашютными прыжками Евгения Андреева и Петра Долгова. Вот как описывает это испытатель Е. Андреев:
«Высота двадцать пять тысяч четыреста пятьдесят восемь метров. Два часа двадцать минут потребовалось нам, чтобы набрать ее.
Петр Иванович Долгов запрашивает землю о разрешении выполнять задание.
— Разрешаю, — отвечает руководитель полета.
— Приготовиться к прыжку! — Это команда мне.
Начинаю разгерметизацию кабины, жду, когда в высотный костюм начнет поступать под избыточным давлением кислород. Срабатывает компенсирующее устройство костюма, и меня сжимает со всех сторон. Докладываю Долгову:
— Избыточное давление есть, — и получаю разрешение разгерметизироваться полностью.
Через стеклянную стенку гермоперегородки вижу спокойное, улыбающееся лицо Петра Ивановича.
— До свидания, Петя!
— Счастливого пути!
По старой традиции прикладываю правую руку к гермошлему для приветствия. Затем переношу ее на поручень кресла. Резко сжимаю рычаги кресла и выстреливаюсь в пустоту…»
Пролетев в свободном падении 24 тыс. 500 метров, Андреев благополучно приземлился. В свободном падении он летел почти до самой земли – его парашют раскрылся на высоте 950 метров. В свободном падении он находился четыре с половиной минуты.
Долгов прыгнул с высоты 28 тыс. 640 метров, но его шлем разгерметизировался, и он погиб. По одной из версий, в это время гондолу сильно раскачивало, и испытатель задел (ударился) стеклянным шлемом-пузырем о выступ около люка. По другой — он пробил стекло о выступающий предмет, резко встав со своего сиденья и изготовившись оттолкнуться для прыжка.
«В момент выхода из кабины корабля произошла нелепая случайность — разгерметизация скафандра, – рассказывает Андреев. – Отверстие с булавочную головку — но через него мгновенно вырвался кислород. У испытателя хватило сил раскрыть парашют, предложенная им схема сработала безотказно, но сознание уже оставляло его. Купола парашютов бережно опустили тело Долгова на землю Родины… Отважного парашютиста-испытателя похоронили недалеко от аэродрома, с которого он не раз поднимался в воздух, покоряя высоту, побивая рекорды».
Обоим испытателям — Петру Долгову (посмертно) и Евгению Андрееву — присвоили звание Героя Советского Союза.
Продолжив испытательную работу, Андреев до ухода на пенсию успел выполнить около 4,5 тыс. прыжков, включая 8 из стратосферы и 8 рекордных. В 1985 году, одному из первых в стране, Евгению Андрееву присвоили почетное звание заслуженного парашютиста-испытателя СССР.
Сергей Ишков.
Фото ru.wikipedia.org