На Основной сцене МХТ им. Чехова прошла премьера спектакля Петра Шерешевского «Маскарад с закрытыми глазами» – пьеса Семёна Саксеева по мотивам драмы Лермонтова «Маскарад» и повести Артура Шницлера «Новелла о снах».
Художник – Надежда Лопардина. Композитор – Ванечка («Оркестр приватного танца»). Действующие лица и исполнители: Евгений Александрович Арбенин – Игорь Верник. Нина Арбенина (его жена) – Мария Фомина. Адам Петрович Звездич – Евгений Перевалов, Сергей Беляев. Штраль (его жена) – Юлия Витрук. Илья Звездич (сын А. П. Звездича от первого брака) – Илья Козырев. Афанасий Павлович Казарин – Артём Волобуев. Игроки, гости на маскараде – Артём Панчик, Владимир Панчик, Владислава Сухорукова, Софья Шидловская, Никита Григорьев.
К хрестоматийному «Маскараду» новый мхатовский спектакль имеет весьма условное отношение. Пунктирно обозначены ее основные сюжетные моменты, связанные с потерей злополучного браслета Нины Арбениной и страданиями ее мужа Евгения Александровича, потерявшего голову от ревности и разочарования в любимой женщине. Основное – это рефлексия на эту тему современных людей, которых играют те же артисты.
Режиссер Пётр Шерешевский подробно рассказал о спектакле: «Мы пытаемся рассмотреть драму Лермонтова «Маскарад» через сегодняшнюю оптику. Лермонтов сочинил драму в «традиции предельных страстей». Драму, которая так и не увидела сцены и не была издана при его жизни. Хотя он много раз переписывал ее, пытаясь преодолеть цензурный запрет. Но главным в этой истории он не мог поступиться – предельно мрачным, пессимистическим взглядом на природу человека. Арбенин, главный герой этой драмы, изначально воспринимает мир как вместилище порока. Мир зол и преступен изначально, непорочная Нина – исключение из правил. Любовь к ней – способ бегства от мира, эскапизм. И ее воображаемая измена все ставит на свои места. Убивая ее, Арбенин мстит миру за его несовершенство, за его порочность. Эта пьеса – бунт против общества и мироздания. Вот почему была так возмущена цензура: в этой пьесе негде, не на чем утвердить мораль.
Спустя почти двести лет после написания пьесы мы пытаемся изучать сознание современного человека. Наш Арбенин – филолог, лермонтовед. Он как будто бы предупрежден. И может на лекции бодро изложить заблуждения того, лермонтовского Арбенина. Но насколько наши знания, усвоенные уроки культуры предохраняют нас от дикости, страстей? Достаточно маленького толчка, чтобы современный человек завис на краю пропасти. Мы сочинили оригинальную пьесу, рефлексирующую на темы лермонтовского «Маскарада». В ней сохранен достаточно большой корпус текстов Лермонтова. Но использованы тексты и мотивы других, созвучных по проблематике литературных произведений. Например, «Новелла о снах» Шницлера стала второй опорой в изучении темных, потаенных сторон человеческой души».
Исполнитель роли Арбенина Игорь Верник: «Человек XXI века научился передавать изображение за секунду из одного полушария планеты в другое, но это не спасает его от бездны, в которую он заглядывает в определенные моменты своей жизни. Так изменилась природа человека или нет? Куда приводят его сегодня страхи, месть, ревность, отчаяние? Репетировать с режиссером Петром Шерешевским безумно интересно. То, что делает Пётр, по-настоящему театрально, это создание многомерного пространства, одновременно чувственного и интеллектуального. И это история, существующая абсолютно на острие сегодняшнего времени».
Добавить к объяснениям режиссера и актера почти нечего. Все, кто знаком и кому нравится творчеством Петра Шерешевского, будут удовлетворены увиденным. Сложный набор изобразительных средств, включая вынос на экран происходящего на сцене, весь на месте. Возможности Игоря Верника в этом сложном психологическом действе реализованы на сто процентов. К просмотру можно рекомендовать.
Ирина Шведова.
Фото Александры Торгушниковой, предоставлены пресс-службой МХТ им. Чехова