15 октября 1955 года в рамках Недели французского кино популярный актер Жерар Филип прилетел в Москву.

Самолет с делегацией кинематографистов Франции приземлился на Внуковском аэродроме. Прибытие в Москву звезды французского кино Жерара Филипа стало событием поистине фантастическим. В январе 1955 года в СССР с ошеломительным успехом прошел фильм «Фанфан-Тюльпан», снятый в 1952 году режиссером Кристианом-Жаком. Жерар Филип сыграл в нем главную роль. Картина понравилась не только советским зрителям, но и киноманам всего мира. «Фанфан-Тюльпан» стал визитной карточкой Жерара Филипа. Фильм оставался лидером международного кинопроката на протяжении нескольких десятилетий.

И вот Фанфан-Тюльпан в Москве! Неделя французского кино проходила в столице Советского Союза с 17 по 23 октября 1955 года. С трапа самолета вместе с Жераром Филипом и его супругой Анн спустились французская актриса и певица, признанная красавица Даниель Дарье, в 1954 году воплотившая образ мадам Луизы де Реналь в экранизации романа Стендаля «Красное и черное», киноактриса, героиня легких комедий, эффектная блондинка, конкурирующая с самой Брижит Бардо Дани Робен, актриса Николь Курсель, известная по фильмам «Мари из порта» (1950) и «Тайны Версаля» (1953), глава делегации, депутат Национального собрания Франции Ги Дессон, председатель Национального киноцентра Франции Жак Флор, кинорежиссер Рене Клер, киносценарист Пьер Бост и другие. Зарубежных гостей встречали заместитель министра культуры СССР Владимир Сурин, чрезвычайный и полномочный посол Франции в СССР Луи Жокс.

Московская неделя французского кино официально включала семь фильмов: «Большие маневры», «Красное и черное», «Тереза Ракен», «Плата за страх», «Беглецы», «Любовь женщины» и «Жюльетта».
Что касается «Больших маневров» Рене Клера, то в Москве состоялась мировая премьера этой кинокартины с Жераром Филипом в главной роли. В фильме он играет лейтенанта Армана де ла Верна и, конечно же, соблазняет красавицу.
Первым фильмом, где советские зрители увидели Жерара Филипа, была картина по Стендалю «Пармская обитель», вышедшая в прокат в 1953 году. Этот фильм в СССР посмотрели 26,6 миллиона зрителей. «Фанфан-Тюльпан» собрал в нашей стране еще больше почитателей – его посмотрели 33 миллиона человек.

В Москве деятели французского кино, встреченные тепло и восторженно, побывали на Красной и Советской (ныне – Тверской) площадях, посмотрели памятники Минину и Пожарскому, Юрию Долгорукому, восхитились собором Василия Блаженного, побеседовали со студентами Московского государственного университета. В здании МГУ на Ленинских горах гости смогли увидеть панораму столицы СССР с 24-го этажа высотки. Девушки с филологического факультета презентовали Жерару Филипу книгу Виктора Гюго на французском языке, и актер тут же прочитал им оттуда одну из глав.
Жерара Филипа и других членов французской делегации везде окружали толпы поклонников, которым раздавались сотни автографов. Говорят, что представительницы прекрасной половины человечества просто не давали своему любимцу прохода.
Фанфан-Тюльпан побывал и в Большом театре, и на футбольном поле. Восхитился Галиной Улановой и открыл футбольный матч сборных Советского Союза и Франции, лично на стадионе «Динамо» произведя символический удар по мячу.

Кроме Москвы, Жерар Филип в 1955 году съездил в Ленинград и Киев.
«Это случилось в октябре 1955-го, – вспоминает журналист Лев Сидоровский. – Однажды, когда между лекциями у нас было «окно», вышел я из здания филфака на Университетскую набережную. И вдруг узнаю: в Петровском зале – встреча с французскими актерами, прибывшими на первую в нашей стране Неделю французского кино. Стремглав – в Главный корпус, бегом по знаменитому четырехсотметровому коридору, на той же скорости – резкий поворот направо, в маленький холл перед Петровским, и – о ужас: со всего размаха утыкаюсь ладонями в чью-то спину. Ощущаю пальцами ворсинки букле, поднимаю голову, потревоженный мною человек в светлом пиджаке поворачивается, и я вижу… Фанфана-Тюльпана из одноименного кинофильма! Ошарашенный, лепечу «пардон», он улыбается, берет меня под локоть, и мы вместе входим в забитый до отказа зал, который встречает Жерара Филипа и его тоже звездных коллег – Даниэль Дарье, Николь Курсель и режиссера Рэнэ Клера бурной овацией. Оказавшись таким образом перед самым столом «президиума», где расположились гости, я выхватываю из сумки свой «Зоркий» – и снимаю, снимаю, снимаю… Потом продолжаю делать это уже на улице. Затем немногочисленной веселой группой мы – на зависть всех прохожих – сопровождали красавца Жерара по Дворцовому мосту (он захотел пройтись пешком) до Эрмитажа».

Жерар Филип был символом французского кинематографа. Многие считают, что в 1950-е годы он был гораздо популярнее, чем впоследствии Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон или Жерар Депардье.
Перед одной из экскурсий по столице Советского Союза Жерар Филип сказал:
«На любовь отвечают любовью. Мы хотим, прежде всего, чтобы наша взаимная любовь была еще более крепкой».
В декабре 1955 года в Париж и Бордо приехала советская делегация. На Северном вокзале столицы Франции ее встречали Симона Синьоре, Ив Монтан, Жерар Филип. Гости из Страны Советов представили за рубежом «Попрыгунью» Самсона Самсонова, «Великого воина Албании Скандербега» Сергея Юткевича, «Верных друзей» Михаила Калатозова, «Неоконченную повесть» Фридриха Эрмлера и другие кинокартины.
Советских гостей во Франции встречали далеко не так восторженно, как французских кинодеятелей у нас, да и советские картины не вызвали у французской публики особого энтузиазма.
Сергей Ишков.
Фото csdfmuseum.ru; archivogram.topж; archivogram.top; kulturologia.ru