
Примерно в то же время тему перестройки подхватывает Париж. Потребность в перестройке у него возникла намного раньше: улочки в городе были кривыми и узкими, а население очень быстро росло.
Первый план модернизации был разработан еще во времена Великой французской революции. В 1794 году была основана комиссия художников, которая занялась разработкой новых широких улиц.
Перестройке Парижа все время что-то мешало: то переворот 9 термидора, то наполеоновские войны, то отсутствие закона об экспроприации имущества. Тем не менее во времена правления Наполеона была сооружена улица Риволи. А в 1932 году в Париже из-за скученности и антисанитарии случилась эпидемия холеры, которая унесла 20 тысяч жизней. Париж становился все менее пригодным для жизни и все больше – для революций: узкие улочки было очень удобно перекрывать баррикадами.
Перестройку Парижа часто называют османизацией. Но если вы думаете, что французскую столицу перекроили на турецкий лад – то нет. Перестройкой занимался префект департамента Сена барон Жорж Эжен Осман. Барон был немец по происхождению, и настоящая его фамилия была Хаусман.
В ходе османизации был расчищен центр города, исчезли узкие кривые улочки. Бульвар Риволи был продлен до улицы Сент-Антуан. А в центре появилась площадь Звезды – ныне площадь Шарля де Голля – от которой расходились во все стороны двенадцать проспектов.
Если перестройка Вены и Парижа шла согласно намеченному плану, то Брюсселю повезло меньше. Термин «брюсселизация» стал нарицательным: он означает хаотическую, бессистемную застройку города, неконтролируемый снос исторических зданий и отсутствие единой эстетической концепции для новых построек.
В Москву идея глобальной перестройки города пришла значительно позже – в 40-е годы XX века. Столицу хотели сделать более европейским городом, а также более зеленым и более богатым водоемами. В 30-е годы началось строительство метро, а также знаменитых сталинских высоток. Главной городской доминантой должен был стать Дворец Советов, но этот проект не был осуществлен из-за войны.
Однако появились другие здания: Дом на набережной, здание Госплана, библиотека имени Ленина. Не обошлось и без потерь. Ради Дворца Советов был взорван храм Христа Спасителя. Еще одна значимая потеря – снос Симонова монастыря, одного из самых крупных монастырей Москвы. На его месте был построен Дворец культуры Пролетарского района.
В современной Москве тоже происходят изменения. При этом нередко старые производственные территории превращаются в пространства культуры и творчества. Например, ГЭС-2. Это одна из первых городских электрических станций. Она была введена в эксплуатацию в 1907 году. Дело в том, что в те времена электростанции в основном строили предприниматели, и они находились в частном владении. Но город быстро рос, в нем быстро развивалось трамвайное сообщение. Электроэнергии стало не хватать, и город принял решение построить собственную электростанцию.
ГЭС-2 прослужила городу верой и правдой неполных сто лет – до 2006 года. Далее ее закрыли, потому что здание устарело морально и физически, оборудование было изношено, а производство электроэнергии — неоправданно дорогим. Спустя три года здание электростанции стало использоваться как выставочная площадка для Фонда культуры V-A-C.
Еще один центр современного искусства — «Винзавод». История его началась в 1805 году, когда княгиня Екатерина Волконская продала свою усадьбу купцу Монину. Тот в свою очередь перепродал ее купцу Никифору Прокофьеву. Последний нашел применение усадьбе: он выстроил на ее территории медо-пивоваренный завод. На протяжении XIX века усадьба несколько раз переходила из рук в руки: новые владельцы пристраивали к ней склады для солода, новые заводские здания. В сороковых годах это был второй по величине пивоваренный завод в Москве, он производил пива на 57 тысяч рублей в год — по тем временам это большие деньги. В 1870-е годы завод обрел название «Московская Бавария». Его визитной карточкой было пиво высшего сорта «Венское чистое №1», ведро которого стоило 1 рубль 60 копеек. Второе знаменитое пиво — «Черное бархатное».
В 1889 году «Московская Бавария» перешла с пивоварения на винокурение. Московский комбинат виноградных и десертных вин выпускал собственную продукцию из плодов и ягод, а также разливал вина, которые привозили из Крыма и с Кавказа. В советское время завод выпускал до 170 наименований вин.
Хмельная история «Винзавода» закончилась в 2001 году, начался новый этап его жизни. Сейчас это центр современного искусства.
В Москве есть и другие арт-кластеры, возникшие на месте бывших предприятий – «Флакон», который специализируется на молодежной моде, возник на территории бывшего хрустального завода имени Калинина. Artplay – его основная фишка, это дизайн интерьеров, а находится он на территории бывшей промзоны в районе Курского вокзала. На территории бывших корпусов фабрики «Красный Октябрь» располагаются выставочные центры, архитектурные бюро, конференц-центр. При этом сама фабрика – в отличие от хрустального завода, пивоваренного завода и многих других – сохранилась и продолжает работать, только уже на Бабаевской набережной.
История развивается по спирали. Посмотрим, как будут развиваться города дальше.
Яна Маевская, по материалам «Мой Дом Москва».
Фото Юлии Смагринской