В Театре на Трубной режиссеры-постановщики Дмитрий Астрахан и Илья Макаров представили зрителям новую комедию – «Тетка Чарлея».
Сюжет спектакля несколько отличается от хорошо известного фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!» 1975 года режиссера Виктора Титова, зато соответствует пьесе автора Томаса Брэндона.
Студенты Оксфорда Чарли (Никита Плахотнюк) и его приятель Джек (Александр Сеппиус) хотят очаровать своих прекрасных возлюбленных. Девицы Энни (Ольга Грудяева) и Китти (Екатерина Лисицына) готовы прийти в гости к молодым людям, но при условии знакомства с только что приехавшей из Бразилии тетушкой Чарли – Донной Люцией. События комедии разворачиваются в Викторианскую эпоху. И хотя именно в эту продвинутую эпоху были изобретены паровоз, телефон, радио, автомобиль, велосипед и электрическая лампочка, нравы в обществе царили очень строгие. Например, мужчина и женщина не могли ни при каких условиях оставаться наедине без свидетелей до свадьбы.
С особенностями поведения в приличном обществе в Викторианскую эпоху нас, кстати, в самом начале спектакля знакомит дворецкий Брассет (Анатолий Шалухин): он вальяжно проходится по залу, здороваясь со зрителями как со старыми знакомыми, и поднимается на сцену, открывая занавес.
Итак, молодые люди готовы представить тетушку девушкам, да только вот Донна Люция изволит опаздывать. Чтобы не сорвать свидание, друзья решаются на безумную авантюру: обращаются к соседу-артисту Бабсу Баберлею, чтобы тот подыграл приятелям, обрядившись в женский наряд. Бабс вот-вот должен сыграть в театре, где служит, даму, так что женский костюм у него оказывается под рукой.
Дальнейший сюжет спектакля не слишком отличается от основной части фильма. Разве что в самом финале полковник Чеснэй (Вадим Колганов) признается настоящей Донне Люции (Джульетта Шабанова), что он счастлив, что не женится на тетке Чарли (кстати, он в этот момент еще не знает, что тетка – подставная). А счастлив он потому, что, женившись на этой самой тетке из Бразилии, не смог бы сделать предложение той, которую любил еще с молодости. Старый солдат, который в фильме «не знает слов любви», в спектакле нужные слова находит, и любовь в финале пьесы торжествует.
Всеобщее покаяние в маленьком обмане (этого в фильме тоже нет) примиряет всех участников действа. Недовольным остается разве что вредный адвокат Стэфан Спетлайг (Александр Овчинников), желание которого овладеть миллионами миллионерши окончательно терпит фиаско.
Сидя в зале, многие театралы наверняка ловили себя на мысли, что, взявшись за подобную постановку, режиссер Дмитрий Астрахан проявил качества настоящего камикадзе. Хотя Астрахан на пресс-конференции, предшествующей премьере, и выразил надежду, что зрители не будут сравнивать спектакль с фильмом, надежда эта себя мало оправдывает. Удачная кинолента настолько прочно вошла в наше восприятие брэндоновского сюжета, что сравнение идет практически подсознательно. И, к сожалению, оказывается не всегда в пользу спектакля. Не потому, что спектакль в чем-то проигрывает фильму режиссерски, а потому, что слишком уж великолепны были работы киноартистов, представляющих золотой фонд отечественной культуры, – Калягина, Шкловского, Гафта, Джигарханяна, Козакова… За этим «штучным товаром» стоит не просто мощное актерское дарование, но личности, которые сумели сделать образы настолько яркими и выпуклыми, что они с трудом поддаются конкуренции.
Впрочем, в спектакле тоже есть свои личности, как есть и достойные актерские находки. Интересна, например, работа Ивана Мамонова, которому пришлось труднее всего: не запутаться в складках длинного женского платья, освоить женскую пластику и мимику мужчине архисложно. Тем более что женские реакции артисту надо было периодически перемежать с реакциями мужскими. Однако Мамонову местами это блестяще удавалось.
Приятное впечатление оставили и работы молодежи. Тут хотелось бы особо выделить Никиту Плахотнюка: создаваемый им образ Чарли, пожалуй, получился наиболее законченным и самобытным в этом спектакле.
Юные Китти и Энни прелестны в своих круглых очках, шляпках и завидной настойчивости решить свои маленькие девичьи проблемы. Правда, в какой-то момент при внешней непохожести самих актрис их легко можно было спутать между собой.
А вот Донна Люция в исполнении Джульетты Шабановой, появившаяся во втором акте, выглядела несколько наигранно (видимо, нужно списать это на первый спектакль и волнение хорошей актрисы). Так же слегка наигранно смотрелись и переживания тетушкиной воспитанницы, красавицы Эллы (Екатерина Олькина). Между прочим, исполнявшая в фильме роль Эллы Татьяна Веденеева в спектакле Дмитрия Астрахана в другом составе играет Донну Люцию.
В целом постановка производит приятное впечатление: в зале много молодежи, зрители громко смеются, радуются постановочным изыскам, всячески поддерживают любимых актеров. Без сомнения, «Тетка Чарлея» в Театре на Трубной найдет своего благодарного зрителя. Тем более что за круговертью комедийных положений на сцене угадывается основной режиссерский посыл в зал о том, что надо иметь мужество и не упускать свой шанс обрести любовь, настойчиво преодолевая собственный страх быть в какой-то момент отвергнутым.
Елена Булова.
Фото автора