Режиссер Светлана Землякова поставила на малой сцене пьесу московского драматурга Марины Крапивиной о том, как в жизнь интеллигентной московской семьи, пассивной и инфантильной, попадает Наташа, энергичная девушка из детдома.
Поначалу гостья просится лишь оставить вещи, чтобы найти в городе работу, и ее равнодушно впускают, благо комнат в квартире много. И постепенно она становится нужной помощницей, практичной и необходимой… В финале героиня, как и чеховская Наташа из «Трех сестер», выходит замуж за сына хозяйки Андрея и со временем сама становится главой семьи.
Специально для Театра Наций драматург и сценарист Марина Крапивина написала новую редакцию пьесы и назвала ее «Абулия». Этот медицинский термин означает синдром отсутствия воли, желаний к любой деятельности, неспособность принимать решения. Это то, что происходит с семьей интеллигентов. Здесь никто не работает, живут за счет сдачи в аренду бабушкиной квартиры. Андрей годами пишет одну и ту же пьесу, частенько выпивает с другом-художником и постепенно спивается. У его матери начинается деменция, и она становится обузой в семье.
Неслучайно героиня находит общий язык и поддержку у делового соседа, такого же, как она, «понаехавшего» в столицу. У этих вчерашних провинциалов есть одинаковый стержень, которого нет у бесхребетных столичных интеллигентов. Сосед помогает устроить свекровь в дом престарелых, и Наташа становится центром семьи.
В спектакле ясно прослеживается сегодняшняя смена эпох. Которая, быть может, здесь показана слишком графично, акцентированно, упрощенно. На смену инфантильным, расслабленным созерцателям приходят конкретные, четкие рыночники. Приходят не в конфликте, а просто по логике реалий, когда «мягкотелые интеллигенты», живущие прошлым, уступают им место в жизни. Что из этого получится – покажет время.
Режиссер Светлана Землякова: «Мне очень нравится, что в финале Наташа не пребывает в ощущении победителя. Это предвосхищение беды, которая все равно где-то притаилась».
В спектакле постоянно звучит музыка. Она красноречиво иллюстрирует весь событийный ряд.
К премьере «Наташи» в фойе малой сцены развернута экспозиция, погружающая в смысловое пространство постановки и рассказывающая, какой женский тип открывают писатели и драматурги, называя своих героинь Наташами уже больше двухсот лет. В экспозиции представлены арт-объекты художника спектакля Екатерины Злой и маска Наташи художника Дмитрия Шабалина, специализирующегося на изучении феномена масок в мировой культуре.
В спектакле заняты: Алёна Разживина, Наталья Павленкова, Станислав Беляев, Илона Гайшун, Александр Девятьяров, Николай Мачульский, Анна Воркуева.
Галина СНОПОВА.
Фото предоставила пресс-служба Театра Наций