Госдума обсуждает законопроект, направленный на повышение авторитета педагогической профессии, а Министерство просвещения создает специальную комиссию для защиты авторитета учителей.
Соответствующий законопроект принят в первом чтении Госдумой (https://sozd.duma.gov.ru/bill/470837-8?ysclid=lp18pn35lv327299098), а про комиссию рассказал журналистам министр Сергей Кравцов (https://tass.ru/obschestvo/19217905). Эти сообщения не вызвали заметной реакции. В отличие от откровенного высказывания министра образования Оренбургской области Алексея Пахомова.
Однако, начну с прошлого. В начале 1960 годов я, одиннадцатилетний мальчишка, непомерно удивился, увидев нашу учительницу алгебры Альбину Ивановну, гуляющую с кавалером по аллеям городского парка. Как я сейчас понимаю, она была молоденькой выпускницей местного пединститута. Всегда прекрасно одетая, красивая и милая, она, если кто-то не знал урока, так огорчалась, что мы всем классом того молчаливо осуждали. И вот однажды в парке я увидел ее с молодым человеком. До сих пор помню свое ошеломление. Для меня учителя были некими высшими созданиями. А тут получалось, что Альбина Ивановна – такая же, как все? Может быть, реакция объяснялась тем, что я, несмотря на нашу тогдашнюю активную жизнь на улице, был еще и книжным мальчишкой.
Но даже если уровень моего восприятия считать сильно преувеличенным, все равно общее отношение к учителям было именно таким. Везде. Ни разу и нигде, ни в нашей семье, ни в семьях друзей-приятелей, не слышал какого-либо микроскопически неуважительного отзыва о школе и учителях. Разумеется, такое положение само собой подразумевалось в общественной и государственной системе. Но и – включая более или менее приемлемую зарплату.
Времена изменились. Хотим или не хотим, а бытие всегда определяет сознание. И это самое бытие связано в том числе и с деньгами. Нынче статус банкира, к примеру, в глазах окружающих неотделим от его доходов. В связи с этим обратимся к одиозному высказыванию Пахомова, занимающего пост министра образования Оренбургской области. На встрече, посвященной состоянию системы образования в регионе, при обсуждении финансового положения педагогов он заявил: «Выровнять всем зарплату и сделать ее московской – произойдет то, что у нас в систему образования пойдут за длинным рублем, а не за тем, что есть призвание детей учить» (https://www.nakanune.ru/news/2023/11/07/22744131/).
Логические выводы из сего пассажа можно сделать разные. Например, если исходить от противного, то людей, имеющих призвание, надо специально держать на голодном пайке? А также – значит ли сие, что высокооплачиваемые госслужащие пошли служить народу не по призванию, а исключительно «за длинным рублем»?
Пахомов – не первый и не единственный. На Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» в 2016 году преподаватель из Дагестана спросил тогдашнего премьер-министра Дмитрия Медведева: «Почему учителя и преподаватели получают зарплату в 15 тысяч рублей, а представители силовых ведомств 50 тысяч рублей и выше? Я считаю, что наша задача не менее важная и ответственная». На что получил ответ: «Вопрос в том, что ты в жизни выбираешь. Знаете, я абсолютно уверен, что современный энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая ему положена по должностному расписанию, но и как-то еще что-то заработать. <… > Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот» (https://www.youtube.com/watch?v=d0aXC7ArJdw) Чтобы выжить, учителя подрабатывают. Причем, не отходя от школы. Трудятся на две ставки и с дополнительными нагрузками. В октябре 2023 года профсоюз «Учитель» провел мониторинг официальных окладов (ставок) педагогов с высшим образованием – без учета стажа и категории. Цифры удручающие (https://pedagog-prof.org/profsojuz/v-god-pedagoga-i-nastavnika-uchitelya-tak-i-ne-dozhdalis-uluchsheniya-svoego-polozheniya/).
Но ориентироваться только на них нельзя. Помимо работы на две ставки есть еще надбавки за выслугу лет, категорию, классное руководство, дополнительные нагрузки. Но даже с их учетом общая сумма скромная. По сводке Росстата за январь-март 2023 года, средняя зарплата педагогических работников в России составляла 51 162 рубля.
В Ингушетии – 25 136 рублей.
В Карачаево-Черкесии – 26 742 рубля.
В Ивановской области – 29 791 рубль.
В Северной Осетии – Алании – 30 368 рублей.
В Тамбовской области – 32 882 рубля.
В Псковской области – 33 335 рублей.
(rosstat.gov.ru›storage/mediabank/01-23-03.xlsx)
Чтобы получить такие деньги, даже с надбавками за стаж, категорию, классное руководство и дополнительные нагрузки, учителям – повторим – приходится работать на две ставки. На жизнь, на семью времени и сил почти не остается. А ведь учителю необходимо постоянно расти, осваивать новые горизонты знаний, постоянно быть впереди.
В думском законопроекте о повышении авторитета учителя и в минпросовском плане комиссии по защите авторитета учителя о материальной стороне конкретно ничего не говорится.
Сергей Баймухаметов.