«Время летит со скоростью света»: в Театре им. Вахтангова – премьера спектакля «Долгие годы» 

На Симоновской сцене Театра Вахтангова – премьера спектакля «Долгие годы». За основу драматург и постановщик Георгий Долмазян взял роман Джозефины Лоуренс «Годы тянутся так долго» и фильм 1937 года «Уступи место завтрашнему дню», придумав собственную сценическую версию.

Российский зритель прекрасно помнит это произведение по легендарному спектаклю Анатолия Эфроса «Дальше – тишина» с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом в центральных ролях, который с неизменным аншлагом шел в Театре имени Моссовета с 1978 года.

Сам текст романа Лоуренс, ставший основой сценической версии вахтанговцев, может показаться несколько устаревшим, но спектакль Георгия Долмазяна таковым не является. Скорее даже наоборот! Хотя история эта и погружает нас в атмосферу Великой депрессии 30-х годов XX века…

На сцене выведены узнаваемые предметы быта того времени, среди которых неизменный и очень важный атрибут – радио (сценография Вадима Андреева). Именно с помощью радио президент Рузвельт первым стал общаться со своими  избирателями. Именно по радио начали звучать произведения для детей и взрослых самой Джозефины Лоуренс – считается даже, что они были первыми, прочитанными на радио целиком.

Атмосфера времени в спектакле действительно соответствует словам «великая депрессия» – угадывается взвинчивающий всех банковский кризис, чувствуется общая щемящая тревога. Но, вместе с тем, депрессия – вовсе не главная тема спектакля. Главными у Георгия Долмазяна являются взаимоотношения внутри большой семьи, отношение детей к престарелым родителям, вложившим в своих отпрысков душу, силы, средства, жизнь.

– У нас один из героев говорит: «Время летит со скоростью света, – рассказал первым зрителям режиссер. – Ровно год назад мы договорились с театром об этом спектакле, и для меня это время пролетело действительно со скоростью света. Акцент в истории я поставил не на взрослых, а именно на детях. Каково нам, детям, когда мы внезапно становимся родителями своих родителей? Тема важная, особенно если мы еще не готовы к такому повороту событий. Что происходит между родителями и детьми – вот о чем наш спектакль.

Итак, в американской семье Куперов во время семейного обеда молодежь узнает неприятную новость: их родители вынуждены расстаться с домом из-за задолженности банку. Скидываться на оплату жилья маме и папе детки не желают, и начинаются разборки – куда девать мать и отца. Старики становятся в тягость, и паре, прожившей полвека вместе, приходится расстаться.

Но в отличие от старого моссоветовского спектакля, вахтанговцы обозначают в этой истории свет в конце туннеля. У  Георгия Долмазяна спектакль – про продолжающуюся  жизнь, а не про финал жизненного пути. Отсюда и название «Долгие годы», вместо шекспировской фразы «Дальше – тишина», которую, как известно, произносил принц Гамлет.

Артисты, играющие детей, искренне пытаются примерить чувства своих персонажей на себя, в чем-то оправдывая, в чем-то порицая их: так что образы полны жизненной правды.

Вместе с режиссером над постановкой работали заслуженный артист Российской Федерации Михаил Васьков, Ольга Гаврилюк, Александр Галочкин, Полина Бондарь, Семён Арзуманов, Дарья Щербакова, заслуженный артист РСФСР Александр Павлов, Ольга Боровская, Анна Чумак, Иван Захава, Сергей Барышев.

Выходя из зала, зритель ощущает, что прикоснулся к истории редко встречающейся большой любви, которую немолодые Ромео и Джульетта пронесли через пять десятилетий, для которых немыслимо само существование друг без друга. Георгий Долмазян предлагает заглянуть внутрь себя и ответить на вопрос, а живет ли в нас самих такая же любовь, и ведомы ли нам сострадание, жалость, умение услышать и понять близкого?

Эти вопросы при нынешней человеческой разобщенности на фоне бесконечных гаджетов и всеобщей цифровизации выводят постановку Театра им. Вахтангова в разряд пронзительных, современных и необычайно злободневных.

Елена Булова.

Фото автора

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x