В этом году Национальная система квалификации, позволяющая оценить качество знаний и умений выпускников средних и высших профессиональных образовательных учреждений, отмечает свой десятилетний юбилей.
В преддверии праздника в Москве прошла пресс-конференция «Национальная система квалификаций, на пороге 10-летия», на которой, во-первых, были подведены итоги работы проекта за эти годы, во-вторых, намечены планы на развитие системы квалификации на следующее десятилетие.
Как рассказал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, только за один год количество профессиональных экзаменов, проводимых в 2023 году, увеличилось в 2,5 раза. То есть если в 2022 году в профессиональных экзаменах приняли участие 54 тысячи человек, то за одиннадцать месяцев 2023 года их количество возросло более чем в 2,5 раза, почти до 150 тысяч.
– Национальная система квалификаций позволяет обеспечить тесное взаимодействие работодателей и системы подготовки кадров, ‒ сказал Александр Шохин. – Мне кажется, что надо расширять практику использования механизмов независимой оценки квалификаций на большое количество отраслей, использовать их вместо других, менее прозрачных и менее достоверных.
По мнению президента РСПП, если еще несколько лет назад под напряженностью на рынке труда подразумевалась безработица, то сегодня в российской экономике наблюдается кадровый голод как в региональном, так и в отраслевом разрезе. Именно поэтому столь важно грамотно встраивать программы и образовательные возможности колледжей и вузов, в которых учатся молодые люди, в потребности рынка, контролировать соответствие программ подготовки требованиям работодателей, выраженным в профстандартах. И демонстрационный экзамен как раз может помочь в таком встраивании.
Второй год Министерство науки и высшего образования совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки реализуют пилотный проект, который позволяет совместить государственную итоговую аттестацию в СПО и вузах с независимой оценкой квалификации, то есть демонстрационным экзаменом. В проекте уже участвуют 29 вузов страны, в частности Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт, Московский технический университет связи и информатики, «Национальный исследовательский университет «МЭИ», Московский государственный строительный университет, Московский институт электронной техники, Российский государственный агарный университет (МСХА имени К. А. Тимирязева), Российский государственный университет туризма и сервиса. А экзаменационные площадки, на которых выпускники СПО и вузов могут пройти демонстрационный экзамен, подтвердить свою квалификацию и получить документ, подтверждающий знания и умения, открыты в 83 регионах страны.
Что касается перспектив развития Национальной системы квалификации на ближайшие годы, то, по мнению Александра Шохина, необходимо повышать скорость разработки профессиональных стандартов, на которые ориентируется образование, ускорить процесс их принятия – сейчас на это уходит примерно полгода, более гибко подстраивать систему образования под меняющиеся сейчас в нашей стране запросы рынка, а также быстрее «стыковать» нашу систему оценки квалификации с такими же системами стран – участниц Евразийского союза и стран, откуда в Россию приезжают трудовые мигранты.
По словам генерального директора Национального агентства развития квалификаций Артема Шадрина, уже есть положительный опыт актуализации содержания систем образования с конкретными потребностями предприятий в разных регионах страны.
– Изменение содержания образовательных программ по некоторым специальностям в СПО и вузах составило от 20% до 70%, – сказал Артем Шадрин. – Также был ускорен переход к производственной практике, проведена стажировка мастеров производственного обучения. Думаю, что данный подход надо тиражировать на все регионы страны.
Мона Платонова.