«Театральный особнякЪ»: про «скелеты в шкафу» одной известной семейки

Москва никогда не спит. Москва преподносит сюрпризы тем, кто искренне хочет познакомиться с ней поближе. Даже если вы всю жизнь прожили в Москве и думаете, что знаете ее как свои пять пальцев, то, бродя по городу, можете негаданно оказаться в неожиданном и совершенно удивительном месте.

Именно в таком месте оказалась на днях и я. Называется оно «Театральный особнякЪ», расположено  на Библиотечной улице, 23, в подвале старой пятиэтажки, в двух шагах от площади Ильича. То есть практически в центре столицы.

Из двора дома, стоящего буквой П , узкая лестница ведет вниз, в подвал: распахивается дверь – и пространство обнимает вас, обдавая теплом, окутывая уютом. Здесь всегда рады гостям, здесь все обставлено в стиле семидесятых годов, вас с мороза угостят чаем или кофе в крошечном кафе. А к вашим ногам обязательно подойдет и потрется о них черная пушистая кошка, глядя на вас внимательными желтыми глазами.

Это пространство четверть века тому назад возникло с легкой руки очень хорошего режиссера, выпускника сразу двух театральных вузов – Щепкинского и Щукинского, заслуженного работника культуры РФ Леонида Юрьевича Краснова. В далеком 1997 году он поставил «Бедного Гамлета» по шекспировской трагедии. «…Гамлета», переполненного эмоциями, задевающего зрителя за живое. Очевидцы рассказывают, что спектакль был так хорош, что уже через год театр получил официальный статус, а еще через год – собственное помещение. С 2001 года в пространстве  «Театрального особняка» были сыграны семь десятков очень разных спектаклей, призванных волновать и заставлять думать публику, — этот основной принцип работы свято сохраняется до настоящего времени.

В вечер, о котором рассказываю, мне выпало счастье увидеть горьковскую «Вассу» в постановке Леонида Краснова. Центральную роль в спектакле исполняла заслуженная артистка РФ, лауреат Государственной премии Елена Стародуб. Истинные театралы хорошо помнят Елену Стародуб по нашумевшим в 90-е годы спектаклям Сергея Арцибашева в «Театре на Покровке», которые буквально «взорвали» Москву своей оригинальностью, непредсказуемостью, глубоким психологизмом.

Я видела Елену Стародуб на сцене в  начале девяностых, и, положа руку на сердце, скажу, что она, на мой взгляд, является лучшей исполнительницей роли Маши в чеховских «Трех сестрах». А «Трех сестер» за последние тридцать лет довелось пересмотреть немало.

В русском  театре есть удивительные актрисы, которые настолько подробны, настолько чувственны и мощны в проявлении полярных эмоций, что зрителю порой становится страшно за их психику: Елена Стародуб именно из таковых. Ее Васса – и Железнова и Тестова одновременно. В этой Вассе столько боли, она так ранима, так страдает за детей, что у зрителей на глаза наворачиваются слезы. В то же время эта же самая Васса жесткая и неприступная. Ее шаги грозны, как поступь пушкинского Командора. Она умна и коварна, ее энергия брызжет через край. Васса дальновидна (просчитывает все на много шагов вперед) и предприимчива: словно фельдмаршал на поле боя, она «разруливает» самые тупиковые ситуации, когда семейные трения переходят грань добра и зла. Разрешает конфликты к истинному благу всех, попавших в поле ее зрения, выигрывая одно сражение за другим. Но когда в финале она все-таки проигрывает собственную битву, то находит в себе силы все начать заново, с чистого листа – жить если не ради детей, то ради внуков. Вот такая Васса Железнова в подаче великолепной Елены Стародуб.

Сложный, тяжелый и неповоротливый классический текст этот режиссер сумел изящно и доходчиво упаковать в полтора часа сценического времени, обнажив самые болезненные и вневременные точки горьковской истории,  наметив и проложив пути выхода героев из кризисных психологических ситуаций. А ситуации при ближайшем рассмотрении столь же актуальны, как и в 1910 году, когда пьеса была только написана.

– Самое интересное, – рассказывает Леонид Краснов, – когда ставишь пьесы, которые идут постоянно и везде, то люди историю начинают воспринимать в контексте других постановок. Я пытался уйти от классического восприятия Горького – очень тяжелого, унылого и многочасового (я видел спектакли по его произведениям на 4 и 6 часов). А ведь Горький был современником Эрдмана и Чехова, писал «в контексте» этих авторов. Вот я и подумал, что Горький, возможно, вовсе не так мрачен, каким его традиционно воспринимают на российской сцене. И, вчитавшись в «Вассу Железнову», понял, что это действительно так: мы фактически, не убрав ни одного слова (кроме исключения одного малозначащего персонажа), уложились в 1 час 35 минут. В нашем спектакле есть и отголоски Чехова, есть и  перекличка с Эрдманом, а из-за этого некоторые мизансцены играют совершенно новыми красками.

Не убирая драматизма, нам удалось предложить зрителю глубокую жизненную и фактурную историю. Уйдя от педалирования темы религии, мы сконцентрировались на общечеловеческой духовности, сконцентрировались на семье и ее обустраивании, на мещанстве, в котором, на самом деле, нет ничего плохого. Ведь нет, на мой взгляд,  плохого в том, что женщина стремится наладить достойный быт своей семьи.

«Васса» – про  то, что мать пытается сделать что-то для своих детей, а им этого не надо. Это очень перекликается с нашей собственной ситуацией, когда мы видим неладное и искренне пытаемся кому-то в чем-то помочь, а человеку этого не надо. Дети Вассы не видят смысла ее усилий, не понимают ее, и в итоге они оказываются у разбитого корыта.  Для Вассы, как и для всех людей дела, это обстоятельство оборачивается человеческой трагедией: я трачу силы, время, делаю – а это никому не нужно. Получается абсурдная ситуация.

Наша Васса – человек дела. И, как любой человек, делающий дело, она вынуждена быть Железновой, вынуждена быть крепкой и держать удар. Лена Стародуб – очень интересная, а главное, надежная актриса. Я в свое время видел арцибашевского «Гамлета», где она великолепно играла Гертруду, а сам Арцибашев там играл Гамлета. Я на Лену тогда смотрел  снизу вверх, из зрительного зала, но поскольку мы с нулевых годов работаем вместе, по гастролям покатались, то являемся очень близкими друзьями. Она из тех редких актрис, которые могут на сцене совсем не играть и при этом полностью держать внимание зала. Они могут стоять, молчать, но зрители не способны отвести от них глаз, даже если они стоят к вам спиной. Потому что такие артисты масштабны. Лена Стародуб – масштабная Личность и масштабная актриса.

В спектакле Леонида Краснова заняты и молодые актеры его мастерской, студенты 5-го курса Института современного искусства Георгий Джелия (Семён), Андрей Плотников (Павел), Анну играют в очередь Мария Шарошкина и Нина Родионова, Людмилу – Вероника Скоробогатова и Жанна Дроздецкая, Наталью – Светлана Мищенко и
Ольга Деренчук, Липу – Диана Марченко и Дарья Шурухина, Дуню – Ангелина Сумина и Дарья Шурухина.

Прекрасен в этой постановке актер Василий Фролов в образе Михаила Васильича: он очень много снимался, и  зрители наверняка помнят его по сериалам «Мент в законе», «Земский доктор. Любовь вопреки», «Умник», «Под прицелом»…

И конечно, особого внимания и похвалы заслуживает Сергей Горбачев в совершенно нетипичном для российской сцены образе Прохора. Прохор Сергея Горбачева – яркий, брутальный, энергичный, легко кружащий головы девушкам. Он совершенно вываливается из привычного сценического восприятия этого персонажа.

– Сергей Горбачев, – рассказывает режиссер, – приехал  из Орла, он там играл в театре. Мне всегда не нравилось, когда Прохора делали необаятельным, обрюзгшим, толстым, потому что непонятно, как он тогда влюбил в себя молодую барышню. А Сережа действительно способен увлечь, потянуть за собой, влюбить в себя женщину.

Спектакль «Васса» в «Театральном особняке» обязательно  стоит посмотреть. Он поражает органичностью и нетривиальностью режиссерских ходов, накалом страстей, искренностью и какой-то удивительной сиюминутной актуальностью.

История матери, которая пытается удержать при себе все, что имеет, история людей, готовых пойти на многое ради наследства, «скелеты в шкафу» этой обычной с виду семьи в постановке Леонида Краснова предлагают собственные ответы на горьковские  вопросы. Выходящий из зала «Театрального особняка» зритель воочию убеждается, к чему приводит желание построить устойчивое будущее на неправедном основании.

Елена Булова.

Фото автора и театра

Добавить комментарий