19 декабря 1925 года Екатерина Есенина вышла замуж за поэта Василия Наседкина. В том же году, накануне своей гибели, Сергей Есенин написал ей стихотворение «Письмо к сестре».
Екатерина была на 10 лет моложе брата. Друг и литературный секретарь Сергея Есенина, автор воспоминаний о нем Галина Бениславская так писала об их взаимоотношениях:
«К Кате у Сергея Александровича была какая-то болезненная, тревожная любовь. Он знал, что они во многом похожи друг на друга, как близнецы, что воспринимают и чувствуют почти одинаково».
После окончания Константиновской четырехклассной школы Катя переехала в Москву к отцу (он был там заведующим магазином), который устроил ее учиться в частную гимназию. О своей московской жизни Екатерина писала так:
«Мы жили в одной комнате с отцом. Молчаливый и строгий, он мне был совсем чужой. Он не обижал меня, но его редкие замечания были хуже самых сердитых слов матери. Во сне я часто видела себя дома в деревне и вслух говорила с матерью. (…) Москва, гимназия, отец, все мне постыло. (…) Наконец явился Сергей, я так обрадовалась ему, что долго плакала и Сергей успокаивал меня: «Ну ты не плачь. Я буду часто теперь ездить к вам. Я знаю, тебе трудно с отцом. Мне тоже досталось с ним». (…) Одинокая, заброшенная, я ждала Сергея как мать и как друга, и он часто стал приходить к нам. (…) Ни Сергей, ни я не любили отца. Он стеснял нас, и Сергей в душе не мог забыть его ежовых рукавиц».

В январе 1917 года Сергей Есенин в журнале «Доброе утро» напечатал рассказ «Бобыль и Дружок» с посвящением сестре Катюше, которой на тот момент было 12 лет. Это рассказ о верности, преданности, настоящей дружбе.
«Сестра! Сестра! Друзей так в жизни мало!», – говорится в «Письме к сестре», написанном Есениным в роковом 1925 году.
В 1918 году частную гимназию в Москве закрыли, и Екатерине пришлось вернуться в Константиново. Там она продолжила учиться в 5-м классе деревенской школы, а уже в 1922 году вновь переехала в Москву.
«Временно Сергею пришлось поселить меня у себя, – вспоминала позже Екатерина. – Сергей имел большую семью: двух работниц, двух собак, и еще жил с ним молодой поэт Ив. Ив. Старцев. С первых дней Сергей начал заботиться о моем воспитании. Они со Старцевым ходили со мной в Щукинскую галерею. Сергей просил Старцева достать билет в Большой театр, он приносил много книг и до слез хохотал над моим невежеством.
– Ну, нравится тебе Москва? – спрашивал Сергей.
– Нет, – отвечала я.
– Почему?
– Потому что из книг я знаю более красивые города и людей.
– Ну что-нибудь понравилось тебе здесь?
— Нет, я какая-то безнравственная, – грустно отвечала я.
И Сергей смеялся над словом «безнравственная».
– Это нехорошее слово – так говорить не надо».
(…) Мне было очень хорошо у Сергея. Он каждый день приносил что-нибудь сладкое вечером. (…) Но я заметила, что Сергея что-то беспокоить стало: он каждый день говорил о Мариенгофе, который скоро должен был вернуться, и все думал, как устроить меня. Я поехала на бывшую квартиру отца, и мне нашли комнату в квартире, где в юности жил Сергей».
Кате, продолжившей учебу в московской школе, сняли комнату в Замоскворечье. Житье сестры в столице оплачивал Есенин. На правах старшего брата поэт наставлял Катю:
«Живи и гляди в оба. Все, что бы ты ни сделала плохого, будет исключительно плохо для тебя. Если я узнаю, как приеду, что ты пила табачный настой, как однажды, или еще что, то оторву тебе голову или отдам в прачки. Того ты будешь достойна. Ты только должна учиться, учиться и читать. (…) Помимо гимназии, ты должна проходить школу жизни и помнить, что люди не всегда есть хорошие. Думаю, что ты не дура и поймешь, о чем я говорю».
Вернувшись из заграничного вояжа с Айседорой Дункан Есенин поначалу поселился у своего друга Анатолия Мариенгофа.
«Сергей дал мне ключи от квартиры, и я ежедневно ходила к нему убирать комнату. Сергей был одинок и походил на человека, который потерял все, что было дорого. Его заграничные сундуки стояли посреди комнаты, – вспоминала Катя. – На Пречистенке его ждала Дункан, там было светло, красиво, но он не шел туда. (…) Однажды пьяного Сергея из «Стойла Пегаса» забрали в милицию. «Он завтра утром вернется», – сказал мне Мариенгоф, но Сергей не вернулся. Вечером из школы я не пошла к себе, а пошла к Сергею. Его все не было. Потом я нашла его в Брюсовском у Галины Артуровны Бениславской. (…) «Ты теперь сюда приходи к Сергею», – сказала она».
Через неделю вещи Есенина были у Бениславской, чуть позже и Катерина вслед за братом перебралась туда же.
«Сергей Александрович бесприютный, – говорила Бениславская. – Дункан для него – гибель. Если он останется с ней, то как Есенин он много потеряет и кончится это тем, что он сопьется. Давай вместе заботиться о нем».
«Около двух месяцев Сергей не мог привыкнуть к Гале и часто, будучи пьяным, говорил извозчику: «На Пречистенку» вместо «В Брюсовский переулок». Не одну ночь мы с Галей дрожали на улице около особняка Дункан, и нередко мне приходилось поворачивать оглобли на Брюсовский переулок», – записывала Екатерина позже в своих воспоминаниях.
Бениславская в свою очередь называла Екатерину «злым гением» в жизни брата, так как считала, что Катя постоянно нарушала и без того неустойчивое душевное равновесие Сергея. Брат с сестрой ссорились, например, из-за увлечения Екатерины поэтом Иваном Приблудным: Есенин настаивал на браке Кати с Василием Наседкиным. В случае ослушания сестры Сергей грозил тем, что «ссадит ее со своей шеи».
Почти каждый день ругались они и из-за денег. По мнению Кати, брат должен был всегда материально ей помогать; как вспоминает Галина Бениславская, она «приходила, требовала денег и денег и даже в 20 лет не задумывалась: не пора ли самой начинать зарабатывать?». Однажды Есенин даже назвал ее «паразитом».
«Сергей зорко следил за каждым моим движением и часто до слез доводил меня своей придирчивостью, – позже напишет Екатерина. – «Боже мой, Боже мой, – говорил он, – и когда же ты, дура, будешь умной. Нет, я не могу больше, я напишу отцу, пусть хоть он тебя поучит уму-разуму». Я притворялась, что очень огорчена его бранью. Я знала, что он и есть для меня и отец, и мать. (…) Но таким тоном он бранился, когда не было большой вины, например, лишняя трата последних денег на перчатки, пудру или порчу туфель и платья. Когда он был сердит по-настоящему, он не бранился, взгляд его становился тяжелым, глаза из синих делались оловянными, и казалось, он сверлит твою душу до самых сокровенных мест. Я мало видела его таким, но люди, которые испытали на себе этот взгляд, старались больше не попадаться Сергею на глаза».
Екатерина всегда отстаивала интересы брата в критических ситуациях, заботилась о нем, нередко вытаскивала Сергея из пьяных компаний. Постепенно она стала его доверенным лицом, помогала Есенину в его литературно-издательских делах.
В 1925 году Екатерина, окончившая школу, не прошла по конкурсу на биологический факультет МГУ и была зачислена вольным слушателем. Есенин крайне огорчился и сказал сестре:
«Выходи замуж за Наседкина, он тебя любит, а я вас всех не прокормлю».

С Василием Наседкиным Сергей дружил еще с дореволюционных лет, ценил друга за его прекрасные человеческие качества и порядочность. Екатерина к совету брата прислушалась, ее брак с Наседкиным был зарегистрирован 19 декабря 1925 года, когда Сергей находился на лечении в психоневрологической клинике.
«Но болен я…
Сиреневой порошей
Теперь лишь только
Душу излечу»
(из стихотворения «Письмо к сестре», 1925 год).
«В больнице для нервнобольных Сергея поместили в хорошей комнате, – вспоминала Екатерина Александровна. – Он повеселел – никто его не достанет теперь. Много читал, писал чудесные стихи, играл с азартом в бильярд и строил планы на будущее.
21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград.
«Еду в Ленинград. Попрошу дать мне журнал. Буду редактором. Отберу для своего журнала молодых талантливых поэтов и писателей. Журнал буду издавать по типу «Современника». К этому времени напишу поэму «Цветы», куплю квартиру, женюсь на молодой, чистой девушке и буду жить. Знаете, надо идти в ногу со временем. Хуже нет ждать да догонять». Эти планы на будущее Сергей твердо решил выполнить. 22-го декабря я видела его в последний раз. Он был здоров и тверд. 27 декабря 1925 года Есенин умер».
Его нашли в №5 гостиницы «Англетер».
«Мне жаль тебя.
Останешься одна,
А я готов дойти
Хоть до дуэли.
«Блажен, кто не допил до дна»
И не дослушал глас свирели»
(из стихотворения «Письмо к сестре», 1925 год).

У Екатерины Есениной и Василия Наседкина родились сын Андрей и дочь Наталия. Через несколько лет беда пришла и в эту семью. 26 октября 1937 года Наседкина арестовали по обвинению в принадлежности к группе литераторов, готовившей «террористический акт против товарища Сталина». Под пытками Василий Наседкин признался во многих своих «преступлениях». Несмотря на то, что на судебном заседании Наседкин отказался от своих показаний, Военной коллегией Верховного суда 15 марта 1938 года он был приговорен к расстрелу. В тот же день поэт Василий Наседкин был расстрелян и похоронен на полигоне «Коммунарка».

2 октября 1938 года Екатерину Александровну Есенину арестовали, как жену врага народа. Следствие закончилось меньше, чем за месяц. Суда не было вообще. Постановление Особого Совещания при наркоме внутренних дел СССР от 1 ноября 1938 года гласило:
«Есенину Е. А. – как социально опасный элемент лишить права проживания в 15-ти пунктах сроком на 5 лет».
Два месяца Екатерина Александровна провела в Бутырской тюрьме. Затем ее вместе с детьми отправили в ссылку в Рязанскую область сроком на пять лет. Детей определили в Даниловский приемник, а затем отправили в разные детдома Пензы.
Из-за сильных приступов астмы и отчасти благодаря ходатайствам высокопоставленных поклонников творчества Сергея Есенина, Екатерине Есениной разрешили поселиться в Рязанской области и забрать сына и дочку из детдомов. Одиннадцатилетнего Андрея и пятилетнюю Наталию привезли в Константиново.
Срок ссылки Екатерины Александровны закончился в 1943 году. Через два года после этого ей было разрешено поселиться в подмосковной Сходне, где сестра Сергея Есенина купила часть избы. Она устроилась работать в издательстве младшим редактором, затем была контролером парка культуры в Химках…
15 лет, ничего не зная о расстреле Василия Наседкина, Екатерина Александровна ждала мужа. Но «10 лет без права переписки» никак не кончались. В августе 1956 года по заявлению Екатерины Есениной и ходатайству заместителя секретаря правления Союза писателей СССР Константина Воронкова, писателя Юрия Либединского и внучки Льва Толстого, последней жены Сергея Есенина Софьи Толстой, удалось добиться полной посмертной реабилитации Василия Наседкина. Сама Екатерина Александровна была реабилитирована в сентябре того же года.
«Привет, сестра!
Привет, привет!
Крестьянин я иль не крестьянин?!
Ну как теперь ухаживает дед
За вишнями у нас, в Рязани?
Ах, эти вишни!
Ты их не забыла?
И сколько было у отца хлопот,
Чтоб наша тощая
И рыжая кобыла
Выдергивала плугом корнеплод.
Отцу картофель нужен.
Нам был нужен сад.
И сад губили,
Да, губили, душка!
Об этом знает мокрая подушка
Немножко… Семь…
Иль восемь лет назад».
(из стихотворения Сергея Есенина «Письмо к сестре»).
«У нас в Константинове по всему участку росли ползучие вишни, которые доставляли много хлопот нашим родителям: им нужна земля под картошку, – вспоминала Катя. – Нам, детям, много огорчений приносила вырубка сада и вспахивание его сохой или плугом… Но цепкие растения с каждым годом ползли все дальше и дальше, упорно отвоевывая себе право на жизнь. Стоявший на огороде амбар кругом зарос вишневыми кустами, а за ним была уже целая вишневая роща, сквозь которую трудно было пробраться. Непередаваемо хороши были эти сады, когда они цвели! Бывало, выйдешь из дому в сумерки или ранним утром – все бело на розовом фоне заката или утренней зари. Тишина. Залюбуешься этой красотой и забудешь о всех житейских невзгодах и заботах…»
«Но сад наш!..
Сад…
Ведь и по нем весной
Пройдут твои
Заласканные дети.
О!
Пусть они
Помянут невпопад,
Что жили…
Чудаки на свете».
(строки из «Письма к сестре»).
Екатерина Александровна скончалась от инфаркта в апреле 1977 года в Москве, похоронена на Ваганьковском кладбище.
Сергей Ишков.
Фото с сайтов ru.wikipedia.org и muzeemania.ru