Что за праздник – Новый год? Условность, придуманная кем-то дата? Или все же серьезный повод оглянуться на сделанное, подумать о предстоящем? Но тогда – что здесь праздничного? Конечно, это досужие мысли. Веселый, традиционно радостный, да еще и растянутый аж на две недели праздник души и желудка был, есть и будет есть. И первые дни каждого наступающего года мы посвящаем отдыху, надеждам, общению с условно близкими и безусловно далекими.
Принято на этом отрезке пути подводить итоги прошедшего года, обсуждать перспективы наступившего и уверять себя: хуже не будет, а там, глядишь, и полегчает. Да, мы с вами без длинных пауз проживаем в эпоху перемен. То внутриполитических, то экономических, то пандемических, а то и вовсе мироустроительных. Неплохо было бы хоть какое-то время обойтись без них. Но это, видимо, нереально даже при поддержке Деда Мороза.
Чем отличится на этом фоне 2024-й? Последователи Нострадамусов и Ванг чего только не напророчат, противореча не только друг другу, но порой и себе самим. Кто-то вычисляет цену на нефть и газ, кто-то предрекает взлеты (или падения) курса рубля. Кто-то исхитряется без нарушения законов прогнозировать развитие ситуации на поле боя. Кто-то перечисляет предстоящие беды недружественных стран и радости дружественных.
Конечно, было бы интересно хотя бы изредка возвращаться к таким предсказаниям к концу года, но тогда всем станет грустно, особенно авторам. Мне лично давно уже ясно: предполагать что-то серьезное бессмысленно. А вот пожелать нечто друзьям, родным, читателям – вполне возможно. Достатка, здоровья, мира в душе и в доме мы за эти дни нажелали друг другу на пару десятилетий вперед. Что еще? Справедливости, добра, понимания? И это пригодится, только они всегда в дефиците.
Рискну поставить на одно из первых мест пожелание правды. Нам всем ее хронически не хватает. Три года пугали нас смертельным вирусом, обнадеживали спасительной вакциной, чтобы потом поставить под сомнение и то, и другое. Пару десятилетий твердили о международном разделении труда и всемирной кооперации, чтобы вспомнить, наконец, о развитии собственной промышленности и отечественного агрокомплекса. А уж о полной путанице в деле определения друзей и врагов даже вспоминать не хочется.
«Ложь во спасение» поставлена на поток властями предержащими во всем мире. Люди наивны – включая, как выяснилось, даже и президента. Нам хочется верить друг другу, проказнице – судьбе, а также официальным источникам. Но только по первой части бывают большие удачи. По двум другим – слишком много разочарований.
Вот и хочется в наступившем году пожелать нам всем побольше правды. Пусть даже и не вполне приятной. Нам тогда станет легче преодолевать невзгоды, пахать и сеять, любить отечественные автопром, футбол и гаджеты. А также – гордиться искренне и итогами сделанного, и планами на будущее.
Шод Муладжанов.