Тайна средней зарплаты

Хотя это не такая уж и тайна: один ест капусту, другой – мясо, в итоге получаются среднестатистические голубцы. Но есть неожиданные малоизвестные факты.

буквы
Иллюстрация нейросети Kandinsky

По декабрьским данным Росстата, средняя зарплата в октябре 2023 года составляла 73 830 рублей. (https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries)

Официальный минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в 2023 году – 16 242 рубля в месяц, или 541 рубль в день. О максимальной зарплате мы не знаем. Во всяком случае, известно о зарплатах в 1 (один) миллион в… день. И больше. Три года назад президент Путин в интервью ТАСС говорил: «Да, меня самого это коробит, честно вам скажу». (http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/interviews/62982)

Аудиторско-консалтинговая сеть «ФинЭкспертиза» сообщила, что в России 24,4 тысячи работников крупных и средних предприятий в этом году получали зарплату в 1-3 миллиона рублей в месяц и выше. «Подавляющая доля наемных специалистов со сверхвысокой оплатой труда относится к топ-менеджменту крупнейших компаний».

Росстат иногда меняет методики расчетов. Так, по итогам 2022 года, за чертой бедности жили 15,3 миллиона человек, или 10,5% населения. (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/36_10-03-2023.html) Но затем, по новой методике, количество граждан за чертой бедности в этом же году снизилось сразу на 1 миллион.

«Уточнение показателя относительно оперативной оценки связано, в первую очередь, с анализом результатов выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах за 2022 год. <…> Опрошено более 100 тыс. человек». (https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/205321)

Разовые социальные выплаты, конечно, в какой-то мере повлияли. Если с их учетом получилось на 5 или на 500 рублей  больше официальной «границы бедности» в 13 545 рублей – значит, уже не бедный?

И не совсем понятно про опросы. Ведь Росстат – не социологическая служба.

В январе-сентябре 2023 года граница бедности составляла 14 201 рубль. (https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/191_06-12-2023.html)

Повторим: Росстат  иногда меняет методики. В честности, в конце октября ведомство на сайте госзакупок разместило заказ на «Выполнение научно-исследовательской работы по теме: Разработка рекомендаций по совершенствованию источников и методов формирования макроэкономических показателей доходов, расходов и сбережений населения». То есть будут новые расчеты.

Несмотря на неуклонное повышение зарплат, Росстат в то же время показывает, что оно (повышение зарплат)  не равнозначно такому же повышению уровня жизни. Есть объективный показатель – реальные располагаемые денежные доходы. Это остаток после обязательных платежей и взносов, поделенный на индекс потребительских цен. То есть с учетом инфляции.

По таблице Росстата, реальные располагаемые доходы граждан РФ с 2013 по 2022 год снизились на 7-8%. (https://rosstat.gov.ru/folder/13397) То есть мы в среднем стали жить хуже, чем 10 лет назад?

При этом, например, доктор экономических наук депутат Михаил Делягин в ходе рассмотрения бюджета-2024 на заседании Госдумы говорил, что деньги для нас у государства есть. И немалые:

«5,5 триллиона рублей в ликвидной форме только на счетах Фонда национального благосостояния. Еще есть, откуда наскрести много-много триллионов. Причем, если эти деньги направить на гарантирование реального прожиточного минимума, то больше двух третей в первый же год вернется обратно в бюджетную систему через налоги, потому что бедные люди поесть купят и одеться, и лекарства купят».

Но, наверно, денег могло быть гораздо больше.

Олег Шеин – депутат Госдумы III-VII созывов, ныне – депутат Астраханской областной думы, вице-президент Конфедерации труда России. На сайте этого общероссийского объединения независимых профсоюзов он опубликовал статью «Почему Росстат не видит низкие зарплаты россиян». Утверждения Шеина, прямо скажем, обескураживают.

Он отмечает, что есть большой разрыв между официальной и неофициальной трудовой занятостью. Официальная – в государственном секторе, в бюджетных организациях, в крупных корпорациях. Там зарплаты высокие – они «укрепляют» общую статистику.

Высок процент неофициальной занятости в сфере услуг, торговле, сельском хозяйстве. Там зарплаты ниже, и часто они не попадают в поле зрения Росстата.

Насколько широко распространена неофициальная занятость? По мнению ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игоря Полякова, «сама формулировка «неформальный сектор» у Росстата расплывчата». И потому нет и ясной финансово-экономической картины.

О том же пишет и депутат Шеин:

«Несколько лет назад Госдума заказывала исследование у правительства, но так его и не получила. Так что точных данных нет ни у кого, включая парламент с кабинетом министров.

Однако есть точные данные по родной мне Астраханской области. У нас здесь находится примерно 600 тысяч человек в работоспособном возрасте. А вот отчисления в фонд медицинского страхования регулярно и даже эпизодически платят только 360 тысяч человек. То есть почти каждый второй астраханец либо безработный, либо трудовой мигрант, либо без официального договора.

Что это за люди? Бездельники и тунеядцы? Нет. Это тот самый рабочий класс, что создает реальный прибавочный продукт.

В строительстве из 28 тысяч человек официально заняты только 6 тысяч.

В сельском хозяйстве из 60 тысяч человек трудовые договоры имеют тоже только 6 тысяч.

В торговле из 75 тысяч человек трудовые договоры имеют только 17.

В гостиничном бизнесе и индустрии питания из 14 тысяч – только 4,5.

И Астраханская область такая не одна. Этих работающих людей, что трудятся на полях и стройках, стоят за прилавком или перевозят грузы, Росстат в своей статистике о размерах зарплат не видит. Их для него нет». (https://www.ktr.su/content/news/detail.php?ELEMENT_ID=28700)

В статье Олега Шеина есть и другая сторона, которой он уделил основное внимание. Она представляется более чем значимой. Шеин утверждает, что с львиной доли пусть и небольших зарплат и доходов предприятия и организации не отчисляют налоги в бюджет, в том числе в пенсионный фонд, в фонд медицинского страхования.

И он ведь выступал не как частное лицо, а от имени Конфедерации труда России. Однако официальной реакции не последовало. Может, Шеин не прав, и приведенные им факты не соответствуют действительности? Тогда тем более надо было опровергнуть.

 Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

 

 

буквы

Добавить комментарий