Состояние коммунальных сетей – это терра инкогнита

Точного представления о состоянии коммунальных сетей ни у кого нет. Об этом в ходе пресс-конференции в НСН, посвященной обсуждению массовых отключений отопления в Подмосковье и других регионах России, сообщила зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

отопление, тепло, батареи, елка, фото Наталия Бахарева

По ее словам, «у нас, слава Богу, 2–3 года назад заработала Всероссийская система мониторинга коммунальных аварий и инцидентов, и сейчас хотя бы есть представление о том, где чаще рвется и куда надо в первую очередь направлять деньги»:

«Я могу сказать только в общем (не только в Подмосковье) в зоне риска находятся именно те объекты (имеются в виду котельные – С. И.), которые так или иначе принадлежали ведомствам. Они были созданы еще в советское время для обслуживания каких-то предприятий, а потом на них легла функция по обслуживанию многоквартирных домов. Но степень риска во многом зависит от позиции региона: вот я недавно была во Владимирской области и увидела, что они «влезли» во все существующие сейчас программы и очень успешно меняют такие устаревшие котельные. Я знаю, что в Ленинградской области была программа перехода на модульные котельные. То есть кто-то пытается эту ситуацию поменять, а кто-то ровно сидит на попе».

Как дополнил второй участник пресс-конференции, член комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Константин Крохин, также «в зоне риска сейчас находятся те районы, те населенные пункты, где было массовое строительство при подключении к старым коммуникациям»:

«Если будут повторные сильные морозы, мы можем опять наблюдать подобные блэкауты: проблемы с отоплением и отключение электричества. Они будут вызваны большой нагрузкой на старые сети».

Информационным поводом для проведения этой пресс-конференции стали перебои с отоплением и электричеством в 10 регионах страны, вызванные аномальными морозами. Так, в Воронеже 3 января более 100 многоквартирных домов в мороз остались без отопления и горячей воды. В тот же день в Ярославской области из-за выхода из строя частной котельной без отопления осталось около 1,5 тысячи человек. Но главная техногенная катастрофа с отоплением в новогодние каникулы, получившая всероссийский резонанс, произошла в микрорайоне Климовск подмосковного Подольска, где без отопления на несколько суток с 4 января, в разгар сильных морозов, остались 170 жилых домов. Следственный комитет России (СКР) сообщил о задержании начальника котельной и генерального директора ЗАО «Климовский специализированный патронный завод». Уже возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий и задержан заместитель главы администрации городского округа Подольск. Ситуацию в этом подмосковном городе взял под свой личный контроль Президент России Владимир Путин.

Как отметила Светлана Разворотнева, говоря о причинах этого коммунального коллапса, «мы сейчас продолжаем эксплуатировать ту коммунальную инфраструктуру, которая была создана в советские времена и не поддерживалась в должном состоянии все последующие 40 лет»:

«Вот возьмем конкретный пример Климовска: этот микрорайон Подольска до сих пор отапливается котельной, принадлежащей патронному заводу. То есть когда-то у нас возникали вот эти города-заводы, где строились котельные для отопления этого предприятия и нескольких домов, которые рядом с этим предприятием существовали. Климовску еще повезло, потому что предприятие работало и котельная поддерживалась на плаву. У нас же масса других историй, когда какая-то фабрика или совхоз, или еще какое-то предприятие приказало долго жить, а осталась огромная устаревшая котельная с огромными резервными мощностями, которые надо как-то поддерживать. Вообще, стоимость производства гигакалории в такой котельной гигантская, и все выпадающие доходы для этой котельной (ведь невозможно людям такую цену выставить!) финансировались из местных и региональных бюджетов. Вот так у нас продолжалось долгие годы: мы не вкладывали в модернизацию, а вкладывали в то, чтобы всю эту устаревшую инфраструктуру поддержать. В результате сейчас мы пришли к тому, что 40% коммунальной инфраструктуры требует немедленной замены. Эта цифра озвучивалась на Госсовете 2022 года. А если взять наши многоквартирные дома, то там ситуация еще хуже: никто не знает, какой там износ, потому что у нас система технического учета в 2017 году приказала долго жить. Поэтому каждую осень представители межведомственных комиссий, которые подписывают акты готовности к зиме, вынуждены решать для себя непростую дилемму: либо все-таки подписать этот акт, признав, что этот объект со всеми его недостатками к зиме годен и дать тепло; либо не подписывать этот акт, а это означает, что в эти дома и учреждения тепло не придет и люди будут мерзнуть. Естественно, что выбирают в этой ситуации органы местного самоуправления. Это же выбрал и замглавы Климовска: он, естественно, подписал эти акты, хотя, очевидно, что котельная не была готова к новому зимнему периоду».

Как дополнил Константин Крохин, долгое время Московская область является регионом – лидером в сфере жилищного строительства (здесь строится около 8 млн кв. метров жилья в год), квартиры в котором охотно раскупаются, в результате чего в оборот были вовлечены новые территории, включая сельские, с нулем инфраструктуры:

«В поле выросли целые города. Да, создана транспортная инфраструктура, но недостаточно коммунальной. И все это благолепие село на старую, еще советскую инфраструктуру Московской области. Пока погода была нормальная, аварий не происходило, потому что в принципе при небольшом давлении трубы выдерживали. Но если у нас увеличилась этажность, увеличились количество и длина труб, это значит, что при резком снижении температуры вы должны повысить температуру теплоносителя и повысить давление в трубе, чтобы теплоноситель смог подняться на самый высокий этаж и люди не замерзли. Кто-то этого не делал (например, в Электростали), и там проблемы с температурой в квартирах начались еще задолго до декабря (так было в Электростали, Химках, Сходне, Сергиевом Посаде). В квартирах там было холодно потому, что, видимо, местные администрации понимали, что нельзя повышать давление и температуру, так как трубы не выдержат. Люди начали жаловаться, что у них в квартирах температура 10–12 градусов, они не понимали, почему, купив новую квартиру, они вынуждены мерзнуть. Но когда наступили морозы под 30 градусов, кто-то давление дал, и начались прорывы».

По словам Константина Крохина, просто морозы стали триггером, и если бы не они, мы и сейчас бы не увидели копившихся десятилетиями проблем.

Сергей Ишков.

Фото Наталии Бахаревой

отопление, тепло, батареи, елка, фото Наталия Бахарева

Добавить комментарий